Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

В Иркутске обнаружили первую икону святого Иннокентия Кульчицкого

О её уникальности не догадывался даже владелец. Но мимо историков не ускользнула настоящая ценность иконы Иннокентия Кульчицкого, первого правящего епископа Восточной Сибири и первого иркутского святого, очень у нас почитаемого. Изучив досконально образ, специалисты обнаружили подпись самого иконописца с датой. И оказалось, это самая первая дошедшая до нас икона Иннокентия Кульчицкого. Сегодня православные как раз отмечают день его памяти.

— Написано профессионально. Иконописец Платон Рязанов постарался, душу вложил в икону, конечно.

Андрей Карпов вернул к жизни то, что создал два с небольшим века назад иркутский иконописец. Его имени, кстати, до реставрации этой иконы ни антиквары, ни искусствоведы не знали. Образ Иннокентия Кульчицкого — первого правящего епископа Восточной Сибири и первого иркутского сятого. В каком состоянии находилась икона, реставратор зафиксировал на фотоаппарат.

— Главная здесь работа состояла, чтобы «раскрыть» икону. Убрать старый лак, чтобы открылись краски авторские, цвет, тон, — говорит реставратор Андрей Карпов.

А главная находка была затёрта временем в нижнем углу иконы. Иннокентия Кульчицкого прославили в лике Святых в декабре 1804 года. После канонизации разрешалось писать его образ. Пол года назад эту икону разыскали антиквары Снарские и обменяли, не зная точно насколько древний это предмет. Иконописцы редко обозначали свои работы. Когда убрали старый лак, проявилась надпись:

 Я сфотографировал и увеличил. Вот написано: 1805 год, писал Платон Рязанов сентября и здесь дальше утрата идёт — или двоечка, или 9, число какое-то стоит.

Икона, скорее всего, писалась для градоначальника или купца. Потому что первоначально изображение сделано на холсте. Храмовые сразу пишутся на досках, чтобы прихожане могли прикладываться. Вот и эту позже, видимо, передали в храм — её прикрепили к доске. Есть вероятность, что часть своей жизни она провела на аналое.

— Икона любопытна и своей иконографией, и тем, что это не просто только образ св. Иннокентия, он изображён в наших иркутских реалиях, — говорит антиквар Александр Снарский.

Проглядывается город, изгиб Ангары и самое важное — Вознесенский монастырь. Там жил святитель Иннокентий.

— Изображения Вознесенского монастыря более нам известны со второй половины 19 — начала 20 века. Когда он фотографировался, когда появился фотоаппарат, потом рисунки художников, и всё равно изображений монастыря мало. Здесь есть очень интересный монастырь, и вокруг него возникло много споров, — говорит кандидат исторических наук, специалист по иконописи Тамара Крючкова.

Тамара Крючкова — историк, заслуженный работник культуры и самый крупный в регионе специалист по Иконописи и по истории храмового строительства. Её оппонент — историк Владимир Тарасов. Он изучает судьбу Вознесенского монастыря.

— Вот это изображение для меня не ранее 16 года.
— Прописана же на иконе дата, вы не верите этой дате?
— Я не верю этой дате, потому что там изображение монастыря в том виде, в каком он мог быть только после 1816 года, когда была полностью построена колокольня. Зачем иконописцу изображать колокольню, когда здесь стояла Тихвинская церковь?
— Ну, не знаю.
— Как не знаю?
—  говорит историк Владимир Тарасов.

В Тихвинской церкви после смерти Святителя и до его канонизации — а это более 70 лет — хранились мощи первого епископа. Поэтому, считает Крючкова, контур храма поместили рядом с Иннокентием Кульчицким, немного изменив расположение зданий монастыря.

— Надписи года, которые он ставит под сомнение, и имени Платона Рязанова сделаны той же краской. Тем же почерком одной и той же необычной  краской морковного цвета. Колюры проходят одинаковой глубины.

Так же считает и реставратор Андрей Карпов:

— Совпадает именно шрифт, как рука выписывала буквы что на подписи, и на надписи иконы.

Если верить надписи, эта икона появилась через несколько месяцев после канонизации. И она — самый первый дошедший до нас образ очень почитаемого иркутского святого. И самый главный экспонат на этой выставке в 130-м квартале Иркутска. Четыре фамилии объединили свои коллекции — Александра Спешилова, Сергея и Александра Снарских, Андрея Худякова и ещё один иркутянин пожелал остаться неизвестным.

Выставка, можно сказать, началась с этого пасхального яйца. Сотрудники Галереи Александра Спешилова пытались атрибутировать изображение. Один из священников посоветовал им приглядеться, и они поняли, что человек, который нарисован на стекле эмалью, очень похож на Св. Иннокентия Иркутского. И вскоре в Галерею принесли икону, и если присмотреться, то образ практически идентичен.

0
0
Авторы
Авторизуйтесь на сайте, чтобы написать комментарий.

Google