Иркутский конструктор Леонид Телегин представил усовершенствованную модель аэролодки

3 марта 2024 г. 10:00
© ГТРК «Иркутск» / Ольга Ринчинова, Александр Конев

Мастер спорта парашютист Леонид Телегин на земле тоже занимается воздухоплаванием. Его лодку приводит в движение винт самолетного типа. Придумали конструкцию канадцы еще в 1905 году, потом французы, в серийное производство запустили в Штатах, но именно иркутяне заменили железное основание на надувной плот и сделали лодку легкой.

"Мой товарищ, парашютист, говорит — я хочу на баллоне сделать. И я попробовал", — говорит конструктор аэролодок Леонид Телегин.

И получилось. Встал вопрос, как защитить дно. Телегин подсмотрел ответ у животного мира.

"Мы ее и называем чешуя. Не мы его придумали. Природа. Бог чудит, а мы с ним. Чешуя, она защищает полностью от любых льдов. Мы поставили здесь 8 миллиметров, поставили впервые. Будет держать или нет.
Это фактически идет испытание сейчас. Ну, в буквальном смысле слова", — говорит конструктор аэролодок Леонид Телегин.

Первую чешую приходилось время от времени менять, как шины у автомобиля, она была из мембраны и всего 1-2 миллиметра. Сейчас в материал добавляют специальный пластик.

"Вот мы идем, у нас сейчас обороты 2 тысячи, скорость 62 километра в час и куда больше. Если я дам полную, я долго не проживу столько".

Скорость аэролодка может развить почти в два раза выше. Но мы не гнали. Байкал гонок не любит. Стартовали в Сахюрте. Первые торосы встретили через 35 километров в районе мыса Хадарта.

"Байкал живой, он выламывает лед, и эти торосы — основное препятствие для любого транспорта на льду Байкала. Посмотрим, как их преодлолеет лодка Телегина", — говорит корреспондент Ольга Ринчинова.

У нашей съемочной группы в этой поездке есть своя цель — попасть на метеостанцию "Солнечная". Там наблюдения за погодой ведут больше 90 лет. Старейшая метеостанция в регионе и труднодоступная — по земле дорог до нее нет. А работают и живут там известные на Байкале люди — Наталья и Сергей Шабуровы. Биологи, ученые, фотографы, защитники природы и в последние годы — метеорологи. 160 километров ледовой дороги мы преодолеваем меньше чем за три часа. Препятствие нас ждет на подступах к метеостанции.

Местный мыс называется Покойники. От слова спокойный. Байкал здесь редко штормит. Но в эту зиму погода часто была аномальной.

"Ветер, да, нынче был сильный, 40 метров в секунду. Конечно, было страшновато. Потому что все так ходуном ходило. Это у нас как опасное явление считается. Они обычно кратковременные. В этот раз шесть часов, долго". — говорит метеоролог Наталья Фурманец.

"Этой зимой на Байкале холодно, ветрено, снежно. Это ветер сбил такие плотные высокие сугробы и, как всегда, здесь невероятно красиво", — говорит корреспондент Ольга Ринчинова.

"Я думала, это колодец для воды, нет?"
"Да, мы совмещаем. Делаем короб, но короб над сваей, в которой всю зиму мы работаем. Нам нужно утром, вечером измерять уровень Байкала."

"91, но это приводки. 220 — уровень Байкала. Эти данные мы передаем телеграммой", — говорит начальник метеостанции "Солнечная" Наталья Шабурова.

Самый высокий уровень Байкала — осенью. Зимой он традиционно меньше. Наталья и Сергей Шабуровы 30 лет проработали в Байкало-Ленском заповеднике. Тогда и познакомились с лодками Телегина. Сергей их испытывал на труднопроходимых реках и на озере. А Байкал — это настоящий вызов и технике и человеку.

"Леонид, я вижу конструкция изменилась. Сейчас не могу понять, что двигатель находится", — говорит сотрудник метеостанции "Солнечная" Сергей Шабуров.

"Да, все здесь входит. Весь мотор сюда", — говорит конструктор аэролодок Леонид Телегин.

"Система поддува держится пока в тайне, наверное. — Да нет, она под патентом. Все открыто."

Почти 400 километров ледовой дороги позади. Изобретатель испытаниями остался доволен. Мы тоже. У нас с оператором Дмитрием Грабовским есть опыт экспедиций по льду Байкала и на квадроциклах, и на снегоходах, и на обычных машинах. На аэролодке путешествие было самым комфортным. И самым быстрым.