Больше не услуга? В Госдуму внесли законопроект об исключении фразы «образовательная услуга»

24 апреля 2022 г. 8:03
© ГТРК «Иркутск» / Андрей Воробьев, Андрей Тетенькин, Галина Хунгуреева

Что делают учителя в школах? На официальном языке — оказывают «образовательную услугу». В Госдуму внесли законопроект об исключении этого термина. Его авторы объясняют — у педагогов роль поважнее, чем просто предоставлять услугу. Впрочем, учителя порой и сами в этом сомневаются — слишком изменилось в последние годы отношение к ним учеников и их родителей.

Зачастую то, что происходит в школе — остаётся в школе. Многие конфликты его участники стараются не выносить из избы, дабы не запятнать имя образовательного учреждения. И реальное положение дел, которое напоминает порой жестокое противостояние, всплывает лишь на просторах интернета.

— Многие эксперты, да и сами учителя связывают это с тем, что престиж профессии утерян вместе с высокими стандартами образования, которые некогда существовали. И, чтобы вернуть былой статус званию «педагог», в Госдуму внесли законопроект об исключении фразы «образовательная услуга» из закона об образовании.

Потребительское отношение — одно из последствий введённой много лет назад фразы, уверены педагоги. На непростую тему с нами решились поговорить учителя иркутской школы № 57. У всех стаж работы в среднем 30 лет. У каждого из них помимо внушительного опыта и знаний ещё и «багаж историй» о провокациях со стороны учеников, давлении от их родителей и порой от администрации образовательного учреждения. Например, запрет написать контрольную дома одному из учеников обернулся для Светланы Шкуренко двухлетними разбирательствами. Тогда подключились все — помимо родителей и руководства, ещё и Роспотребнадзор и даже прокуратура.

— Полностью всё просмотрели нормативные акты, локальные акты, посмотрели всё планы работы, тетради, беседовали с детьми, присутствовали на уроках, отдельно в сторонке стояли наблюдали, как встречаю детей, как провожаю детей. Всю неделю проводила между первой и второй сменой в кабинете у директора. Мне давали указания, как себя надо вести, что нужно делать, как отвечать.
— Что чувствуете?
— Честно? Унижение. Может быть обида, возмущение и бессилие. Бессилие что-либо сделать. Потому что начинаешь говорить и очень часто это оборачивается против тебя, —
говорит учитель начальных классов школы № 57 Иркутска Светлана Шкуренко.

Не так тяжело работать с детьми, как с их родителями, говорят педагоги. Смс в 12 часов ночи по поводу домашнего задания, скрытая аудио и видеозапись уроков, письменные жалобы напрямую руководству без попытки поговорить с учителем уже давно реальность. А некоторые родители и в кабинет завуча без камеры не заходят. Например, такую видеозапись с 68 школы Иркутска мы обнаружили в интернете.

— А вы кто?
— Я завуч школы вообще-то.
— Документы можно посмотреть ваши?
— Почему вы без представителя ребёнка разговаривали?
— Подождите, в школе я имею право разговаривать с ребёнком без представителя. Я вообще-то работаю в школе, я педагог.
— Замечательно. Паспорт есть у вас?

— Я называю это атакой. Мы вместо того, чтобы созидать, обороняемся. Мы ощущаем себя обслугой, причём в самом худшем смысле этого слова, — говорит учитель истории и обществознания школы № 57 Иркутска Марина Стародубцева.

Но одна из видеозаписей, которую сделал ученик во время урока всё в той же 57 школе Иркутска, «прославило» этой зимой Алексея Сенокосова — учителя ОБЖ. На кадрах он даёт подзатыльник и нецензурно выражается. Разразился скандал. Но на защиту встали выпускники, родители учеников, сами учащиеся и коллеги. Сейчас готов и сам рассказать о произошедшем.

— Не отличник этот товарищ, стоит на учёте по делам несовершеннолетних. Была спровоцирована эта ситуация. Вина моя остаётся, я как педагог, не сдержался. Я не отрицаю это, — говорит учитель ОБЖ школы № 57 Иркутска Алексей Сенокосов.

В результате правоохранительные органы не нашли состава преступления, и Алексей Сенокосов вернулся к работе. Способна ли сложившуюся обстановку переломить исключение из закона всего лишь одной фразы, сомневаются сами учителя. Говорят, возможно не сразу, а возможно точка невозврата к уважительным отношениям уже пройдена. Впрочем, психологи уверяют:

— Любое слово — это символ, связь. И любое слово тянет за собой определённые сценарии, отношение и так далее. Есть правило двух поколений. Есть уже поколение, воспитанные на том, что врачи и педагоги — это прислуга, которая должна выполнять их прихоти. К сожалению, они точно также будут воспитывать своих детей, и это неизбежно. Но каждое новое поколение будет более уважительно относиться к педагогам. Это в масштабе страны. И, я думаю, через два-три поколения отношение кардинально поменяется. Это примерно 15-20 лет, — говорит психолог Алексей Джурук.

Алексей Джурук считает, если закон всё же примут, то повысится и входной барьер в профессию. Следовательно увеличится и качество образования.

— Вы сейчас рассказываете всё это на камеру. Сюжет выйдет на федеральном канале. Есть ли опасения какие-нибудь?
— Знаете, наверное, уже нет, уже нет, боятся нечего. Людей остановить нельзя. Если раньше это были единичные случаи, то сейчас это выходит уже в волну, которая всё больше и больше поднимается и становится.