Личные вещи и научные труды миссионеров можно увидеть на выставке в Иркутске

- Русские костюмы пять штук, кстати, интересно, зачем русские костюмы? Ящики с красками, тоже, что удивительно, зачем девятнадцать ящиков с краской?
А ещё в подарок японскому императору из России везли аршинами английское сукно, фотографические изображения Иркутска, портрет царской семьи, часы золотые и бронзовые. И это далеко не полный список даров. Об этом и многом другом можно узнать в экспозиционном отделе Иркутского краеведческого музея «Окно в Азию». Здесь вся история зарождения отношений России и Востока. Постарались воссоздать кабинет генерал-губернатора Муравьёва- Амурского. Тут и стол с зелёным сукном, и письменный прибор… В соседнем помещении «дела торговые». Оказывается, в царские времена в Иркутске была одна из четырёх российских агентурных контор, где торговали фирменной оптикой и весами. А вот и знаменитый переваловский фарфор. Произведён в Хайте Усольского района. По своей белизне, тонкости и прозрачности не уступал китайскому. Все знают, что издревле из Китая в Россию везли чай. Существовал даже так называемый чайный путь, но далеко не всем известно, что когда-то гораздо выше чая ценился обыкновенный ревень. Это сейчас он растёт в каждом огороде, а было время ценился на вес золота. Из-за своих лечебных свойств.
- В семнадцатом веке даже отправлялись казаки на поиски ревеня здесь, в Сибири, даже целые экспедиции были снаряжены для его поисков. Но потом выяснилось, что здесь он так свободно не растёт, и начали торг с Китаем, говорит заведующая экспозиционным отделом «Окно в Азию» Иркутского краеведческого музея Ольга Чернявская.
Многие экспонаты выставлены впервые, до сих пор они хранились в фондах. К примеру, облачение священников. Вот этот саккос требует подробного исследования.
- То есть саккос, изучение которого ещё предстоит. Покрой-то, в принципе, как и в любом саккосе, разрез по рукаву и по поле, а само оформление достаточно необычное, говорит заведующая экспозиционным отделом «Окно в Азию» Иркутского краеведческого музея Ольга Чернявская.
Есть тут и хоругви одна посвящена чудесному спасению императора Александра Второго после покушения на него террористов. Другая Николаю Чудотворцу.
- Такие хоругви чаще всего использовались в крестных ходах и, как мы предполагаем, могли быть в отдалённых церквях, именно с изображением святителя Николая как покровителя путешественников, моряков и так далее, говорит заведующая экспозиционным отделом «Окно в Азию» Иркутского краеведческого музея Ольга Чернявская.
Миссионерами были в основном священники. В музейных витринах их личные вещи и научные труды.
- Главное, что мы хотели отметить: миссионеры были не только проповедниками православия, они были и исследователями, и были дипломатами. То есть в первые миссии они, естественно, исполняли функцию дипломатического корпуса, говорит заведующая экспозиционным отделом «Окно в Азию» Иркутского краеведческого музея Ольга Чернявская.
Православное Евангелие, написано на монгольском языке, издано в Лондоне, или первый китайско-русский словарь, его автором стал архимандрит Палладий. Отдельная витрина посвящена Иннокентию Вениаминову, а вот человек, который не так широко известен, архиепископ Николай Японский. В миру Иван Касаткин.
- Который в девятнадцатом веке прибыл в Японию и начал проповедовать православие, но понял, что с переводчиком очень сложно это делать, и восемь лет он изучал японский язык, дошёл до такого совершенства,что при приезде Александра Второго в Японию он совершенно свободно переводил, говорит заведующая экспозиционным отделом «Окно в Азию» Иркутского краеведческого музея Ольга Чернявская.
В экспозиции есть чудом сохранившийся фотоархив: видно, каково приходилось миссионерам в наших суровых краях. Вот батюшка среди таёжной глухомани, а вот священник в необычной рясе, её пришлось сшить из оленьих шкур.
- Ну, вот приезжает миссионер в деревню. В какой-нибудь глухой улус. Ему нет зарплаты, он должен питаться либо подношениями, а их не делают. Жалованье, которое ему должно было поступить, не поступает месяцами, потому что в этот отдалённый населённый пункт просто невозможно добраться очень быстро. И это были люди, которые терпели очень большие лишения, но при этом оставались самоотверженными, говорит заведующая экспозиционным отделом «Окно в Азию» Иркутского краеведческого музея Ольга Чернявская.
Но, несмотря на невзгоды, они были благотворителями и жертвователями. Хотя сами очень нуждались. Открывали школы и больницы, строили храмы и монастыри. Этим и прославились в веках.