Москва 57-го года глазами швейцарского репортёра в иркутской галерее современного искусства
— После того как Леонар Джанадда вернулся в Швейцарию, их поезд, который остановился в Женеве, был закидан камнями. И его обвинили чуть ли не в том, что советский режим его завербовал. И на этом его карьера как фотокорреспондента была загублена, — говорит директор галереи современного искусства Ольга Бронштейн.
Леонар Джанадда сделал для себя открытие: оказалось, «русские — такие же, как мы. Симпатичные, милые. Доброжелательные и приветливые», — напишет он в воспоминаниях. А ещё они поют, танцуют и играют джаз. А сколько стиляг на улицах советской Москвы. На фотокарточках иностранца с выдержкой в 50 лет — капроновые чулки в ГУМе, московский цирк и клоун Попов, метрополитен, олимпийский чемпион Владимир Куц, Большой театр и Успенский собор. И, конечно, не только нарядная столица времён «хрущёвской оттепели», но и рабочие будни. Часть своей серии Леонар Джанадда так и назвал «Оборотная сторона советского рая».
— Но и показаны
Побывать в Москве и не посетить Красную площадь швейцарский фотограф, конечно, же не мог. И он пошёл на Красную площадь. Здесь на выставке кроме его фотографий есть ещё и впечатления, оставленные в дневнике. И вот что Леонар Джанадда написал: «Вход в мавзолей охраняется день и ночь. Внутри лестница, по которой посетители спускаются вниз к стеклянным гробам, в которых покоятся Ленин и Сталин. Один в гражданском платье, другой — в форме маршала. Категорически запрещено снимать: с тех пор как
Он смог заглянуть в щёлку «железного занавеса», поплатился за это карьерой фотографа. Но теперь, глядя на фото швейцарского репортёра, можно легко вернуться в прошлое.