«Генеральную уборку» провели реставраторы в Иркутском художественном музее
Статус для уборки. В Иркутском художественном музее в санитарный день работают реставраторы. Пыль с экспонатов они удаляют, вооружившись специальными варежками и ультрафиолетовыми лампами.
Они не ворошат пыль веков, а осторожно протирают картины, написанные столетия назад. Уборщицам музея такого не позволяют. В сандень к полотнам разрешено прикасаться исключительно
— Вдоль мазка проводим аккуратненько рукавичкой, чтобы ворсинки рукавички не зацепились, не потащили за собой и не разрушили красочный слой, — говорит реставратор Иркутского областного художественного музея Елена Кочетова.
Движения руки повторяют движения кисти, так покрывают лаком картину. Сантиметр за сантиметром, переходя из зала в зал. Реставраторы перемещаются во времени — от портрета неизвестного эпохи Павла I к портрету нищей
— Не так много витает, летает в воздухе пыли, и на ногах переносится меньше, поскольку холод и снег остаётся
Попутно реставратор Галина Муравьёва проводит профосмотр полотен. Светит ультрафиолетом. Дефекты, что не видны глазу, проявляются под лампой. Смотрят тонировку и лаковую поверхность. А тёмные провалы выдают следы предыдущей реставрации.
— Во всяком случае — раз в три месяца полностью осмотр. А в течение месяца, к примеру, мы просто заходим, смотрим, иногда нам подсказывают экскурсоводы, если они вдруг
Генеральной уборки требуют, конечно, и рамы. Но для их чистки, как и для других экспонатов, используют уже химические соединения.
Если витрины можно протереть прямо в зале, то почистить так серебро, хрусталь и фарфор не получится. Вот этот винный набор Императорского стеклянного завода фирмы Фаберже придётся достать и унести в реставрационную мастерскую, чтобы вернуть ему блеск.
На очереди — скульптуры из экспозиций Иркутского художественного музея. Сегодня, когда он закрыт для посетителей, от пыли их скрывают накидки.