Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Столько камуса сшили, что пальцы болят. В селе Ербогачён сохраняют эвенкийское наследие

Учатся сохранять историческое наследие в далёком таёжном селе Ербогачён Катангского района. Там работает эвенкийский культурный центр.

— Шьётся очень долго, тяжко, руки потом болят, камус, когда пришиваешь друг к другу. Мы выбрали тон бисера катангских эвенков. Жёлтый и красный. Зелёного не хватает, но задумка была такая, что это будет символизировать солнце, — говорит сотрудник эвенкийского культурного центра села Ербогачён Ольга Сычёгир.

Много труда и много таланта — и вот эвенкийский коврик готов. Пошит из кусочков оленьего меха, называется — кумалан. Здесь вообще предпочитают говорит на эвенкийском. Круглый короб для хранения изделий и шитья — муручун, бисер — чикты, инмэ — означает иглы.

— Здесь мы всё подвязываем. Летние сапожки. Ещё в начале 70-х можно было встретить.

То, что русские называют замша, у эвенков — ровдуга. Эти костюмы максимально приближены к настоящим, старинным. В таких щеголяли девушки. В наряде важна каждая деталь. И цвет, и узор.

— Есть такой эвенкийский орнамент. Нигде в литературе не встречала, что он означает. Вот такими уголками. Но если поехать в сумерки по реке, то берег и отражение в воде создают впечатление такого орнамента, — говорит руководитель эвенкийского культурного центра села Ербогачён Алла Шеметова.

Отсюда и началось освоение сибирских просторов. В 1624 году на Катангу пришли русские. За мягкой рухлядью, то есть за пушниной. За купцами прибыли крестьяне, позже ссыльные. Но испокон веков на Нижней Тунгуске жили эвенки.

— Вот это бляха. Вещь старинная. Ну, видимо, сами кузнецы эвенкийские их выковывали. Здесь у нас висят спилы с рога оленя и бубенчики, чтоб никто не заплутал. На детские шубки подвешивали, на люльки и на оленя, чтоб далеко было слышно, где пасётся стадо.

Алла Шеметова. Внучка киномеханика, она всё детство провела в Доме культуры. А когда выучилась, вернулась в родной Ербогачён. Вспоминает, как было раньше — в каждой, даже самой отдалённой деревне Катанги, была школа, а дети знали эвенкийский язык лучше, чем русский. Забывать начали в 90-х.

— И дошло до того, что когда нам нужна была картинка эвенкийская, я пригласила детей, которые в интернате проживали. И мы не могли на них надеть костюмы сценические. Они говорили: нет, над нами будут смеяться, — говорит руководитель эвенкийского культурного центра села Ербогачён Алла Шеметова.

— Это наша певица.

Зато теперь в Ербогачёне и поют, и пляшут. Эвенкийский фольклор удалось возродить. Вот, к примеру, задорная песня про «Котелок».

Осенью Катангский район отметит юбилей со дня образования. По календарю советскому району исполнится 90. Подарок ко дню рождения мастера из эвенкийского культурного центра уже готовят. Сувенирные и символичные часы. Конечно же, с оленем.

0
0
Авторы
Авторизуйтесь на сайте, чтобы написать комментарий.

Google