«Сделано в Сибири». Секреты успеха СХПК «Усольский свинокомплекс»
«Вести-Иркутск» начинают новую рубрику «Сделано в Сибири». В ней мы будем рассказывать о брендах, без которых уже трудно представить полки магазинов Иркутской области. И начнём мы с колбасы. Вроде часто слышим — «мяса в ней не обнаружено», «сплошные добавки», «сделано из птичьих шкурок» и так далее. Мы отправились на предприятие, где производят мясную продукцию, увидели, как всё на самом деле работает, и сейчас подробно вам об этом расскажем.
Минуем проходную и попадаем в другую страну. Нет, конечно, мы в России. Но в немножко «советской». Здесь реют красные флаги, чтят Ленина, равняются на серп и молот. —
Лозунги про важность коллективного труда, доска почёта. В общем, всё, как и должно быть в анклаве социализма. Это рубрика «Сделано в Сибири», и мы сегодня на Усольском свинокомплексе.
— Ну, успокойся. Посмотри, какая она хорошая девочка! Молодец, Маша.
Рыжая Маша — мать-героиня и ударница труда в одном лице, точнее, рыле. Стольких поросят надо выкормить до «правильного» веса. Ландрас, дюрок, крупная белая — благородные названия свиных пород, селекцией которых занимаются на собственной племенной ферме «Усольского».
Поголовье на предприятии — 103 тысячи пятачков. Столько необходимо, чтобы каждый день отправлять на полки магазинов более 70 тонн продукции.
С четырёх утра на складе реализации, кажется, нескончаемые башни из ящиков — грузчики несут ещё и ещё. Всё это мясное разнообразие через пару часов окажется в торговых точках Усолья-Сибирского, Ангарска, Иркутска, Шелехова, Черемхово. Определенно, в Иркутской области любят плотно поесть.
— Труба свиная. Две.
12 лет за рулём грузовика с «колбасой» на борту. По меркам «Свинокомплекса» стаж у Сергея Завьялова — средний. И водитель собирается его увеличивать. Мужчина он семейный, живёт в Белореченском. Дети — школьники, доход нужен стабильный. График работы — точно не для любителей поспать.
— Вот лично я просыпаюсь, чтобы всё успеть, где-то в районе трёх утра. А как это может надоесть, если ты работаешь за отличную зарплату, за достаток в семье. Я думаю, это никому не может надоесть.
— Вы столько с этой колбасой имеете дело. Вы в магазин заходите, она у вас ещё хоть какой-то аппетит вызывает?
— Конечно! — говорит водитель СПХК «Усольский свинокомплекс» Сергей Завьялов.
Доход у водителей в среднем — 70 тысяч рублей в месяц. И это ещё без премий. С зарплатами на «Усольском свинокомплексе» вообще отдельная история. Здесь они — одни из самых высоких в области. Соревноваться может только, пожалуй, лесная отрасль и «нефтянка». Средний доход обычного рабочего на «Свинокомплексе» — 66 тысяч в месяц. А есть ещё компенсации за оплату услуг ЖКХ и оплату питания.
У «Свинокомплекса» — статус народного предприятия. Сегодня это звучит по-комсомольски наивно, что ли, и неправдоподобно. Но дело вот в чём — во времена приватизации в 90-е «Свинокомплекс» не перешёл в чьи-то частные руки. Руководство не стало дробить предприятие на акции, оставив в неделимой коллективной собственности членов кооператива. Вот и получается, что прибыль распределяют согласно тому, как решит общее собрание работников. Представляете, у вас так на работе — собирает всех гендиректор, и вы голосуете, как делить заработанное компанией. А вот здесь — так.
Причём все сотрудники знают, сколько зарабатывает начальник, вплоть до самого главного. Правило такое — генеральный директор не может получать больше четырёх средних зарплат на предприятии.
Чтобы пройти в цех переработки мяса, мне нужно принять обличие работника «Усольского свинокомплекса». Даже выдали сапоги замгендиректора и вот такую кепку — обязательно нужно быть в головном уборе, поэтому я сегодня, нарушая все правила работы журналиста в кадре, буду в головном уборе, прошу меня сразу извинить.
Туши поступают в колбасный цех после строгого контроля специалистов государственной ветслужбы. Обязательно должно быть два клейма. Плюс ещё в цехе — дополнительная проверка температуры и кислотности мяса.
— До 4 градусов у охлаждённой.
— Всегда совпадает она?
— Обязательно.
Заморозку на «Свинокомплексе» не признают вообще. Мясо только охлаждённое и только собственного производства. Дальше за дело берутся мужчины с ножами — обвальщики. Это одни из самых квалифицированных работников предприятия.
Евгений Дмитриев за 13 секунд может разделать полутушу. Не так давно он занял четвёртое место на всероссийском конкурсе в Москве.
— Вы, говорят, мастер-классы проводите?
— Было дело. Много людей приходит?
— Много. Я их не считал, чё.
— Кто здесь в основном работает, что за люди?
— Тунеядцы здесь не работают, — говорит оператор-обвальщик цеха переработки мяса СХПК «Усольский свинокомплекс» Евгений Дмитриев.
Сегодня на «Усольском свинокомплексе» трудятся 1056 человек. Чтобы попасть в штат, люди стоят в очереди. Это, и ещё доверие покупателей — главные показатели успеха для Павла Сумарокова, первого заместителя генерального директора.
— Сегодня мы с гордостью говорим, что уже на протяжении длительного времени — и в сентябре, и в октябре — в магазины торговой сети «Усольского свинокомплекса» ежедневно приходят 20 тысяч покупателей, — говорит первый заместитель, — говорит первый заместитель генерального директора СХПК «Усольский свинокомплекс» Павел Сумароков.
Самый «топ» у покупателей — сосиски «Боярские», колбаса «Докторская» и полуфабрикаты. О том, каким должен быть правильный бутерброд и из чего делают колбасу …
— Это не очень приятное занятие… охооо!!!
— А вот.
… мы расскажем через неделю — в следующем выпуске рубрики «Сделано в Сибири».