Иркутская история Владимира Высоцкого: как появилась «Чёрная свеча»

26 января 2021 г. 3:55
Обложка новости
© ГТРК «Иркутск» / Алексей Бондаренко, Ольга Ринчинова, Роман Васехин
Сегодня 83 года могло бы исполниться поэту, исполнителю авторских песен, а также актёру театра и кино Владимиру Высоцкому. Артист за свою недлинную жизнь успел побывать в Иркутской области лишь один раз — в 1976 году. После этой поездки появились новые песни, а также книга «Чёрная свеча».

Иркутские фотографии Высоцкого на старой даче Мончинских. Владимир Семёнович был на Байкале только однажды, летом 1976 года. Его пригласил руководитель артели золотодобытчиков Вадим Туманов.

— Туманов говорит: Лёня, хочешь, я тебя познакомлю с человеком, которого ты наверняка любишь и уважаешь. А я сразу угадал — с Володей Высоцким? Ну конечно.

Оказалось, что Высоцкий заочно знал Мончинского — читал книгу иркутского писателя «Прощёное воскресенье». Они встретились в аэропорту и не расставались семь дней: Иркутск, Листвянка, Бодайбо, прииски, Чистые ключи, Нижнеудинск, вокзал на станции Зима.

— Голос Высоцкого — я сейчас улетаю, к сожалению, не попал к вам на дачу. Но уверен, что у вас было лучше, чем там, куда мы с Лёней попали. Спасибо вам за гостеприимство.

Эту запись на магнитофон журналист, писатель и старатель Леонид Мончинский сделал в своей квартире во Втором Иркутске. Той самой, на балконе которой Высоцкий дал концерт.

Николай Игнатов познакомился с Мончинским позже, был впечатлён рассказами о Высоцком и опубликовал хронику пребывания артиста в Иркутске.

— Дружили они очень крепко. Там были такие моменты, когда Владимир Семёнович взял и прислал с военным самолётом, которые там садились, во Втором Иркутске, собаку размером с диван. Мончинскому отправил в подарок, — говорит друг Леонида Мончинского Николай Игнатов.

После поездки на прииски появились новые песни и книга. Среди старателей было много политических заключённых. «Рожи у них рогожные, а души шёлковые» — сказал Высоцкий и предложил написать сценарий для фильма. Мончинский — начнём с книги. К моменту смерти Высоцкого была готова первая часть. Вторую Леонид Мончинский писал уже один. Там, где старался — в Бодайбо, Инте, Ухте, на Воркуте. Рукопись заинтересовала компетентные органы, и несколько лет её хранил в своей библиотеке друг Леонида Васильевича. Выпустила книгу газета «Советская молодёжь» уже после перестройки.

— 1992 год. Тираж первого издания 300 тысяч экзепляров. Тогда книгу получил каждый подписчик «Молодёжки». А те, кто в ней работал, в том числе и я — с автографом Мончинского. Обложка была мягкой. Мой экземпляр прочло несколько десятков человек, кто-то из них сменил переплёт на твёрдый.

Редактор газеты Олег Желтовский вспоминает — гонорар заплатить было нечем, отдали машину «Ниву», доставшуюся редакции по случаю.

— Был вопрос — имя Высоцкого. Не буду ли потом говорить, что он не писал. Мончинский принёс рукописи, несколько листов, исписанных почерком Владимира Семёновича, — говорит главный редактор газеты «Советская молодёжь» (1985-1997гг.) Олег Желтовский.

Олег Харитонов помнит концерт Высоцкого в Узбекистане летом 1979 года. Он тогда работал редактором городской газеты в Зарафшане.

— У него было четыре концерта в день при температуре +40, причем на открытой веранде.

С одной стороны сидели партийные босы, с другой — за колючей проволокой на лесах стояли зэки. Они строили на главной площади города Дом власти.

— Что меня поразило — реакция была одинаковой. Что оттуда, что отсюда. Мы шли домой, очень многие окна были раскрыты, на них стояли магнитофоны и до самого дома нас сопровождал голос Высоцкого. И только потом мы узнали, что именно тогда он пережил состояние клинической смерти, — говорит писатель Олег Харитонов.

У романа «Чёрная свеча» — 15 переизданий, по книге снят фильм «Фартовый». Всё исполнилось, только главного героя сыграл не Владимр Высоцкий. И уже 5 лет нет Леонида Мончинского.