Из-за разногласий таможни и ВСЖД может прекратиться экспорт леса

29 августа 2013 г. 3:33 © ГТРК «Иркутск»
Одна из причин - разбросанность мест отгрузки леса и отсутствие необходимых условий. Таможня предлагает организовать специальные места загрузки экспортного леса. Это охраняемые площадки с возможностью хранения, поштучного учета и досмотра. Одно из условий - располагаться они должны рядом с таможенными органами, которые будут оформлять необходимые документы. В Иркутской области предложено организовать пять таких мест, рядом с таможенными постами. Где именно, должны были определить комиссии из представителей железной дороги, таможни, региональных властей и лесопромышленников. Но в Иркутской области более 1300 отправителей леса на 102 станциях. С ними заключены 5-летние договоры на перевозки грузов. И как заявляют специалисты "железной дороги", для них все грузоотправители равны.
- В соответствии с этими договорными отношениями наши грузоотправители составили план, который мы уже согласовали с МПС. По этим планам мы обязаны подать вагоны на станции, где работают наши грузоотправители, - сказала начальник отдела дорожного центра транспортного обслуживания Татьяна Рютина.
Железнодорожники считают, что приказы Сибирского таможенного управления не имеют законодательной силы, т.к. не зарегистрированы в Министерстве юстиции и противоречат таможенному и транспортному кодексам. В свою очередь, если железнодорожники не поставят вагоны всем своим грузоотправителям, ее ожидают штрафные санкции, а потому распоряжение таможни железная дорога выполнять не будет. Не будет и создавать места для концентрации леса. В нашей области на экспорт идут миллионы кубометров, и вместо 102 станций отгрузки организовать всего пять невозможно.
- Практически это не реально, - продолжает Татьяна Рютина. - На подъездных путях нет таких мест, для размещения такого объема перевозимого леса. Это невозможно и по техническим причинам. Погрузочно-разгрузочная техника у каждого клиента рассчитана только на то количество леса, которое он планирует отправить.
Но иркутские таможенники заявляют, что вынуждены выполнять приказ своего Новосибирского начальства.
- Мы будем принимать декларацию только на лес, загруженный в этих пяти местах. На лес, загруженный в других местах, мы декларации принимать не будем, - заявил первый заместитель начальника Иркутской таможни Борис Седельников.
Возникает парадокс - таможня будет выдавать декларации только на лес, загруженный в специальных местах, но железная дорога такие места создавать не будет. Из этого следует, что с 1-го марта оформить экспорт круглого леса не сможет ни одно предприятие Иркутской области.
Если вопрос не будет решен, то с первого марта с каждым днем будет добавляться по 600 вагонов загруженных лесом, но стоящих на месте. Или около 4 тысяч вагонов в неделю. Накапливаться они будут на узловых станциях. А значит очень скоро к понятию "автомобильная пробка" прибавится новое - "пробка железнодорожная".
Скопления вагонов с лесом скажется на движении всего железнодорожного транспорта. Картину кризиса может дополнить остановка лесопромышленных предприятий, а десятки тысяч людей потеряют хорошо оплачиваемые рабочие места.