Картина Ильи Репина «Нищая» вернулась в Иркутский художественный музей после путешествия по Европе

18 февраля 2022 г. 19:54 © ГТРК «Иркутск» / Алёна Бадуева, Андрей Воробьев, Андрей Тетенькин

— Картина Ильи Репина «Нищая. Девочка-рыбачка» не была дома, в Иркутском художественном музее ровно год. И сейчас исторический момент — полотно достают из коробки после перелёта. Она проходила акклиматизацию ровно сутки.

В маршруте заграничного гастрольного тура у «Нищей» были Франция и Финляндия — путешествие хоть и триумфальное, но изматывающее. Первым делом полотно осматривают реставраторы. Исследуют состояние сохранности лаковой плёнки, красочного слоя и подлинность подписи.

— Всё нормально, всё лежит на своих местах. И, в принципе, лаковая плёнка какая была, такая она и есть. А теперь мы посмотрим в ультрафиолете. Здесь мы тоже видим, это наши уже реставрационные вмешательства, какие были сделаны в музее.
— То есть не подменили картину?
— Нет, конечно, — говорит заведующая реставрационной мастерской Иркутского областного художественного музея Светлана Тютикова.

Всемирно известное полотно принимало участие в международном выставочном проекте, организованном Третьяковской галереей. С 19 марта по 29 августа 2021 года экспонировалось в художественном музее «Атенеум» в Хельсинки. В Финляндии Илья Репин жил после революции, именно поэтому выставку «Репин» из фондов российских музеев размещали там. В Париже «Нищая» выставлялась в музее изящных искусств «Пти Пале». Это была её первая заграничная поездка. Пока других не планируется, зато у российских музеев она уже нарасхват.

— Это одна из самых востребованных работ. В художественный музей поступил запрос на эту работу в Приморскую картинную галерею, её ждут, желают видеть жители Владивостока. Но решение об этом будет принимать учёный совет музея, — говорит директор Иркутского областного художественного музея Наталья Сысоева.

Между прочим, Франция — как раз родина прототипа девочки, изображённой на полотне. Кроха из бедной семьи жила в Вёле. Художник закончил работу над её портретом в 1874 году. В Иркутске полотно «прописалось» благодаря основателю картинной галереи, коллекционеру Владимиру Сукачёву.

— И в конце 80-90-х годов Владимир Платонович путешествовал по западной Европе: Италии, Франции. И во Франции попадает в мастерскую Репина. И там, в мастерской, его удивил вот этот портрет девочки нищей, — говорит заместитель директора Иркутского областного художественного музея по методической части Елена Зубрий.

На выставках во Франции и Финляндии картина из Иркутска была самым дальним экспонатом по своей географии. В основном туда привезли творения художника из фондов музеев Санкт-Петербурга, Москвы, Саратова, а ещё из Праги. Кстати, в художественном музее есть и другие шедевры Репина. Вместе с «Нищей» это четыре живописных и пять графических работ.

— В Государственном Русском музее хранится ещё одна большая работа Ильи Ефимовича Репина. Называется она «Садко в подводном царстве». И вот этюд к этой работе находится тоже в Иркутском художественном музее и сейчас находится в постоянной экспозиции, — говорит директор Иркутского областного художественного музея Наталья Сысоева.

— У посетителей музея есть возможность в прямом смысле прикоснуться к прекрасному. Правда, не к оригинальной картине, а к её репродукции. Она расположена по соседству. Для слабовидящих ценителей искусства шедевр сделали объёмным, из пластика, чтобы можно было почувствовать все контуры. А на раме шрифтом Брайля написано название и имя автора.

Увидеть полотно теперь могут все желающие — оно вновь в постоянной экспозиции. А в первые дни после возвращения для посетителей организуют лекции.