Мастер класс по написанию старославянской вязи прошел в усадьбе Сукачева на выставке икон

4 октября 2022 г. 9:00
© ГТРК «Иркутск» / Ольга Ринчинова, Анатолий Кручинский, Александр Мокин

Елена Вахрушина готовит эмульсию. Кроме желтка нужны вода и яблочный уксус. Иконописцы не покупают краски в магазине — готовят их сами.

Цвет дадут пигменты — это перетертые минералы, горные породы, глины. Учитель рисования последние четыре года сама была ученицей. Занималась в иконописной студии при храме Дмитрия Донского в Иркутске. Сегодня проводит мастер-класс для будущих художников в усадьбе Сукачева. Здесь на выставке выпускников студии есть работы Елены и ее одногруппницы Снежаны Никитиной.

"Извод у нас был один, образец один, преподаватель один, но иконы получились у всех разные", — говорит выпускница иконописной студии Снежана Никитина.

Иконописную студию организовала Елена Алешина. Она один из самых опытных иконников в нашем регионе. Начинала почти 30 лет назад с росписей в Соборе Богоявления. Ее работы есть во многих храмах области, есть и во Франции. Потомки декабристов Волконских увидели Богородицу кисти иркутского мастера и попросили написать образы святых для храма в Париже.

"Иконописец свои иконы никогда не подписывает. Иконы надписываются. На иконы наносится надпись, которая четко определяет, что это образ Пресвятой Богородицы, образ Спасителя", — говорит иконописец, руководитель иконописной студии Елена Алешина.

Все надписи на иконе выполняются церковнославянской вязью. Попробовать ее написание предложили второклассникам областной школы искусств. Каждый выбрал свой цвет и свое имя.

"Отношение к имени всегда было трепетное — за каждым именем был святой", — говорит выпускница иконописной студии Елена Вахрушина.

Илья, Настя, Дарья, Маргарита, Лиля, Вероника. Дети увидели свои имена по-новому.

"Когда ты пишешь что-то в жизни, а не на компьютере, это как по мне, больше смысл имеет."

Старый шрифт писался плотно, потому что бумага была очень дорогим товаром. Книги, чтобы их сохранить, даже приковывали цепями.

"Очень интересно, как выглядели буквы раньше, это же все равно искусство."

"Что- то необычное есть в нем, передает атмосферу тех времен и можно через этот шрифт прочувствовать это."

В середине октября после окончания выставки все выпускные работы иконописной студии вернутся в храм Дмитрия Донского, где и создавались. Его настоятель окармляет студийцев.

"Люди приходят, они ничего не знают об иконописи, и ты смотришь — к концу года начинает преобразовываться рисунок, икона. Это чудо — то, что с ними происходит. Иконопись она просто-напросто преобразует человека", — говорит настоятель храма Дмитрия Донского Константин Кожуховский.