https://vestiirk.ru/tv/vsio-dlia-pobedy-telemarafon/ https://vestiirk.ru/tv/vsio-dlia-pobedy-telemarafon/ https://vestiirk.ru/tv/vsio-dlia-pobedy-telemarafon/

На авиазаводе восстанавливают легендарный "Ил-28"

28 августа 2013 г. 23:50
Обложка новости
© ГТРК «Иркутск»
Этот самолет выиграли в бильярд - точнее, его двигатели. Англичане не хотели продавать Советскому Союзу реактивные моторы "Роллс-Ройс", и тогда министр торговли СССР заключил с ними пари - кто победит за бильярдным столом, тому двигатели и достанутся.

- И как вы думаете, он выиграл. Мы приобрели 3 двигателя, которые установили на первых машинах и потом по анологии стали делать свои двигатели, - говорит заместитель начальника АСП корпорации "Иркут" Юрий Сопп.

В конце 1940-х начались испытания уникальной машины. Настоящий прорыв в авиации. Как вспоминают очевидцы, когда готовую машину Ильюшина увидел легендарный конструктор Микоян, у него испортилось настроение. Это лучший фронтовой реактивный бомбардировщик первого поколения. Самолеты базировалось на Кубе и вполне могли нанести удар по территории США, участвовали в подавлении мятежа в Венгрии, в конфликте на Суэцком канале, восстании в Тибете, в войнах в Йемене, Нигерии, Вьетнаме, Лаосе, Пакистане, Ираке и даже в Афганистане. "Ил-28" - настоящий солдат с уникальным вооружением:

- Эта пушка спасла жизнь многих летчиков. Когда самолет отбомбил врага, он пролетал дальше. Ну, афганцы чем обычно сбивали наши самолеты? Ракетами ручными. Ну а тут кормовая пушка спасала, она просто не давала им подняться с земли.

В 1968 году с него была сброшена первая китайская атомная бомба. Конкретно эта машина - участвовала в испытаниях ядерного оружия.

- Где у меня прозрачные фонари, просто обыкновенные шторки, которые защищали экипаж во время ядерной вспышки. И плюс был отапливаемый бомбоотсек. Он носил атомное вооружение.

В Иркутске "Ил-28" строили до 63 года. На юбилей ИАПО этот бомбардировщик подарил Самарский аэрокосмический университет. Точнее, груду деталей - на шести грузовиках. В музее предприятия он займет место через полгода. Кстати, Иркутский авиазавод - единственный в России восстанавливает легендарные самолеты, а вместе с ними историю страны.

В этом цеху собирают самые современные боевые машины. И тут же рядом с ними - "Ил-28", самолет, который в 1948 году получил Сталинскую премию. Который воевал в небе многих стран мира. И который до сих пор стоит на вооружении Китая.