Иркутские учёные и студенты из Москвы и Парижа изучают газовые гидраты Байкала
Байкал готовит морских геологов. Учёные Лимнологического института взяли на свой исследовательский корабль студентов из Москвы и Парижа.
Посильнее потрясти — и пробы осадков со дна Байкала готовы к анализу. В этой экспедиции студентам МГУ некогда скучать. Пока их сверстники отдыхают на каникулах, наравне с учёными они проводят настоящие научные исследования.
— Это действительно здорово — почувствовать себя исследователем настоящим, — говорит студентка МГУ им.
Это третья экспедиция
— Это уникальная возможность за короткий срок пройти и освоить основы морской геологии на коротких дистанциях, увидеть феномены природы, которые встречаются и в больших морях, и в континентальных окраинах, — говорит доцент геологического факультета МГУ им.
— Да. Маленько есть. И вот ещё.
— Да. Это гидрат.
Они похожи на лёд. И так же быстро исчезнут. Прозрачное вещество в серых осадках дна Байкала и есть газогидраты. Это соединение воды и газа метана уже много лет — объект изучения иркутских учёных. Сколько точно хранится гидратов на глубине, неизвестно. Пока разведано лишь 39 месторождений.
— Мы знаем максимальное количество, которое могут содержать осадки озера Байкал гидратов. Чуть более одного триллиона кубометров чистого метана. Сейчас мы занимаемся детализацией каждого района, сколько каждый сип, то есть там, где идёт разгрузка газа, сколько газа содержится в гидратах, — говорит заведующий лабораторией геологии оз. Байкал Лимнологического института СО РАН Олег Хлыстов.
Сколько природного газа уходит со дна Байкала в воду и в атмосферу, французский учёный Джефри Поорт пока не разобрался. Он объехал полмира, изучая газовые гидраты. Отличаются ли байкальские от остальных, тоже ещё для него загадка.
— Байкальский рифт — это место, где раскрывается кора. Таких мест очень мало. В Африке есть Таганика озеро, которое тоже так открывается. И тут на Байкале, — говорит профессор Парижского университета Пьера и Мари Кюри Джеффри Поорт.
Часть проб, к примеру, воды с самого дна, учёные исследуют прямо на борту. Но основные исследования им предстоят уже на берегу.
Экспедиция