Не по уставу. Иркутского школьника не пустили на уроки из-за прически

25 сентября 2021 г. 2:37
Обложка новости
© ГТРК «Иркутск» / Екатерина Осташевская, Наталия Сальникова
Модная прическа или школа? Такую дилемму пришлось решать на неделе родителям иркутского шестиклассника.

Матвея не допустили до уроков из-за хвостика на голове. Скандал вылился за пределы учебного заведения. Что важнее — внешний вид или знания — конфликт бурно обсуждали в соцсетях. И мнение окружающих разделилось. Как должны выглядеть ученики, в ближайшее время это даже обсудят на совещании в министерстве образования региона.

— И вот мы были вынуждены всё перестричь, потому что директор школы нам сказал, что до занятий мы не будем допущены.

Ася Левин рассказывает, в иркутском центре образования № 47 её 12-летнего сына не пустили на уроки из-за хвостика на голове. Учителя попросили школьника убрать его — он отказался. По словам матери, мальчик весь учебный день просидел в кабинете психолога, куда ему приносили задания. Такие прически, говорит она, у школьников нынешнего поколения популярны. Но вот руководство учреждения такую моду не оценили. Женщина возмущена — сына не имели права удалять с занятий.

— В кабинет к нему приходили и заучи, и директор, по- моему, даже школы приходила. Всё время звучала одна и та же фраза: «Мужик так не должен ходить. Мужики так не выглядят.» И, наверное, самый вопиющий факт. Когда мы поехали домой, он мне в машине нагибается и на ухо говорит:"Мама, а кто такие транссексуалы?" Я его спрашиваю, а в каком контексте ты это услышал. И он говорит, вот приходил большой мужчина, завуч, который ОБЖ ведёт, он надо мной нагнулся и мне сказал, ты что транссексуал, сними свою резинку, мужчины так не ходят, — говорит мама Ася Левин.

У Аси Левин к центру образования вопросов много, ведь она сама психолог. Женщина возмущена — ей сына довели до слёз. А ей и вовсе сообщили, что если не устраивает устав школы — могут выбрать другую.

Третьеклассник Руслан тоже любит необычные причёски — снимает клипы для соцсетей. Говорит, у учителей претензий к нему не было. Он покрасил свои светлые волосы в чёрный цвет и отрастил длинную челку. Сейчас краска почти смылась, и стрижка теперь покороче. Но в планах сделать мелирование. Среди сверстников, говорит Руслан, много тех, кто экспериментирует с внешностью — мода такая.

Я цвет хотел поменять, посмотреть как это выглядеть будет. Мне показалось так красиво будет, я покрасил и мне понравилось.
Руслан рассказывает, мама не оценила причёску, но всё равно поддержала. На учебу, говорит Светлана, это никак не повлияло, — говорит школьник Руслан Мелихов.

— Конечно, боялись. Я знаю, что в школах-то запрещают. Но очень хотел ребёнок, покрасили, путь попробует. С хвостиком он у нас летом ходил. Но я ему не разрешила с хвостиком ходить. Потому что выгнали бы, да, думаю, в некоторых школах выгоняют, — говорит жительница Иркутска Светлана Мелихова.

И все-таки можно или нельзя такие прически? По словам министра образования Иркутской области Максима Парфёнова, родители, зачисляя ребёнка в образовательное учреждение, прежде должны узнать все правила поведения. Напротив устава они ставят свою подпись.

— Но в данной ситуации мы должны всё -таки в первую очередь решить конфликтный вопрос между родителями и администрацией школы. Ребёнок при этом пострадать или увидеть эту конфликтную ситуацию не должен ни при каких обстоятельствах. Задача образовательной организации — воспитать ребёнка , дать ему образование и выпустить его успешным и уверенным в себе. Подобные случаи должны решаться между взрослыми, — говорит министр образования Иркутской области Максим Парфёнов.

В уставе центра образования № 47 действительно прописаны правила внешнего вида, буквально по каждому пункту. Например, про причёски там сказано — длинные волосы у девочек должны быть заплетены или прибраны. Юноши коротко острижены.

Запрещаются — экстравагантные стрижки и прически как для мальчиков, так и для девочек, окрашивание волос в яркие, неестественные оттенки.

— Я бы всыпала так, чтобы помнил на всю жизнь. Какие ногти красить? Мозги надо красить, чтобы они работали, как следует. Школьная форма, она организовывает ребят. То есть они не выходят вот в таких, когда, простите меня, задницу видно, а выходят так, как положено детям ходить в школу.

— Что за конформизм какой-то. Я не тот человек, который за вот эти вот все левые движения, но нельзя быть настолько жесткими. Я года три назад тоже ходила с очень длинными волосами, мне не разрешали их собирать. Хотя это уже было не очень удобно. И вот я пришёл с покрашенными волосами в июне, и мне директор сказала — ты на девочку похож..

— Это, конечно, неприемлемо. У нас такого, конечно, не было, мы выросли в СССР, так что я это вообще не понимаю.

— Дети так самовыражаются. А то, что в школе запрещают, я считаю, что они ущемляют в правах своих. А по поводу формы — тут скорее всего она нужна, как таковая. Потому что дай волю детям, и они будут приходить в чём душе угодно.

— Важна ли школьная форма? — Наверное, важна, но ещё больше важно, что у ребёнка в голове.

— У меня родственник в школе училась, и ей постоянно предъявляли за то, что она не в рубашке, а в кофте. Это же неправильно.

— Да, нет, это неправильно, как они могут оценивать знания учеников по их внешнему виду.

По словам психолога Натальи Карелиной, в изменениях во внешнем виде виноват подростковый период. Так дети самоутверждаются и ищут себя. Иногда это происходит и из-за семейных проблем. Поэтому задача учителя — поговорить с ребёнком и убедиться, что у него всё в порядке. А затем в корректной форме объяснить, почему в учебных заведениях так ходить нельзя. Наталья говорит, нельзя оказывать психологическое давление. Это может привести к плохим последствиям. Например, в силу возраста действия преподавателя могут подержать одноклассники и устроить травлю.

— Это учитель и ученик — взрослый и ребёнок. И нужно понимать, что взрослый человек в этой ситуации- это не просто человек, это специалист. И он обладает знаниями, компетенциями в этой сфере. То есть он должен понимать и знать, как урегулировать этот конфликт и сделать его конструктивным или не допустить. Кроме того, преподаватель имеет жизненный опыт и профессиональный. Ученик — это ребёнок и, естественно, он не зрелый. Он не всегда может правильно интерпретировать ситуацию, он эмоционален, — говорит психолог Наталья Карелина.

Сейчас по данному инциденту прокуратура проводит проверку.

— Прокуратура Октябрьского района, города Иркутска по результатам мониторинга социальных сетей СМИ, установлена публикация, в которой сообщается нарушение прав учащегося центра образования № 47 города Иркутска. К необоснованному предъявлению несовершеннолетнему его внешнему виду. По указанному факту инициировано проведение проверки, — говорит помощник прокурора Иркутской области, взаимодействию со СМИ и общественностью Алексей Дворяк.

А пока руководство центра образования комментировать ситуацию отказалось. Как нам пояснила директор Надежда Тютрина, все ответы дадут только после проверки прокуратуры.