Непризнанный герой. Иркутянин добивается присвоения высокого звания для своего отца,летчика-штурмовика Николая Ковалева

25 апреля 2021 г. 20:18
Обложка новости
© ГТРК «Иркутск» / Андрей Воробьев, Виктор Тогмитов, Наталия Сальникова

Герой, но без звания героя. Больше года добивается этой высокой награды для своего отца пенсионер из Иркутска Алексей Ковалев.

Ветеран Великой Отечественной Николай Ковалев был летчиком-штурмовиком, чьи подвиги оценены медалями и орденами, два из которых — Александра Невского. К герою его тоже собирались представить, в военных архивах есть такой документ. Но при жизни Красной звезды он так и не дождался. Ради памяти теперь это пытается сделать его сын, ведя бумажный бой с чиновниками.

— А вот это самолет, накотором он летал, да?
— Да.

А это копия того самого самолета. Ил-2. Точно на таком же в Великую Отечественную летчик Николай Ковалев совершил 107 боевых вылетов. Причем почти половину из них — будучи командиром целого звена или эскадрильи. Для штурмовика каждый такой бой был поединком со смертью, рассказывает сын фронтовика Алексей Ковалев. Тогда давали Героя за 80 успешных вылетов. Но его отцу по стечению обстоятельств это звание тогда не досталось. Теперь он держит бой за память близкого, которого уже нет в живых.

— Уважаемый Алексей Николаевич, перечисляется, чем отец награжден. И пишут — звание Героя Советского Союза вам не присваилось. Установить сейчас причины этого из-за давности времени и отсутствии в живых ( то есть поумирали люди) командования....не предоставляется возможным." То есть поднимали личное дело отца и там нет отказов. Если бы здесь был отказ, то тут было бы написано, что вам отказано по тем-то причинам. Все, — говорит сын ветерана Великой Отечественной войны Алексей Ковалев.

Он был не просто штурмовиком. А специально подготовленным ведущим группы, особая категория летчиков. Все подвиги простого парня-токаря из Нижнеудинска задокументированы в его личном деле. А в семейных кругах в мельчайших подробностях хранят истории о каждом. О том, как мог своей смекалкой перехитрить врага, о часах, подаренных за мужество самим маршалом Тимошенко. А об одном сражении в воздухе на всю страну даже рассказал Левитан. Летчик с богатой фронтовой биографией, единственный из своего полка, участвовал и в первом параде Победы с Белобородовым. В хронике родственники нашли те кадры.

— За свои боевые подвиги он получил 5 орденов боевых и 3 медали. Перечень уничтоженных им врагов, боевой техники, то есть танков, самоходных орудий, зенитных установок, железнодорожных узлов, жд эшелонов, складов занимает в наградном листе на присвоении звания Героя Советского Союза полстраницы. Хотя это скупой текст, — говорит сын ветерана Великой Отечественной войны Алексей Ковалев.

А представление к высокой награде было. Оно датировано 13 августа 1945 года. Николай Ковалев еще продолжал воевать. Почему тогда дело не довели до конца, уже не выяснить, говорит юрист Иван Брюханов. Кончилась война, фронтов не стало, сменились командующие, к тому же перебросили полк, в котором служил 23-летний Николай. Но и сейчас, по словам Ивана, фронтовику возможно присвоить посмертно звание Героя, правда, России. Есть указ президента, который это регламентирует. И такие прецеденты есть.

— Состоялось 100-110 награждений фронтовиков прижизненно и посмертно, когда они за фронтовые подвиги были удостоены звания героя России. Если говорить об иркутянах, это командир истребителя авиационного полка Петр Айгуров. Сейчас прошел мимо его мемориальной доски. И полковник Зубов. Летчик-штурмовик, который один в один соответствует заслугам Николая Ковалева. И он получил в 95 году звание, — говорит юрист Иван Брюханов.

Больше года сын летчика ведет переписки с чиновниками. Настойчиво собрал ходатайства в поддержку от администраций Иркутска, Нижнеудинска, откуда родом отец, городской думы, депутатов, общественных организаций. И все передал в аппарат губернатора региона. В соответствии с законом, по словам юриста, именно он должен рассмотреть запросы и направить обращение уже полпреду президента, откуда дальше оно пойдет выше. Но все оказалось безуспешно. Дело застопорилось, считает сын ветерана, на самом нижнем этапе — там не стали даже составлять наградной лист.

— Чиновница аппарата губернатора — начальник управления кадровой службы Т.К. Косцова Она пишет мне — отдавая дань глубокого уважения бойцам ВОВ, их подвигу, героизму, стоит отметить, что направление дополнительных ходатайств, сбор подписей, граждан, не повлияет на принятие решения о награждении. На основании вышеизложенного, удовлетворить вашу просьбу не предоставляется возможным. То есть эта чиновница присвоила себе полномочия и губернатора, и президента — и решила не предоставлять документы о награждении моего отца, — говорит сын ветерана Великой Отечественной войны Алексей Ковалев.

И теперь отписки, говорит Алексей Ковалев, как под копирку — невозможно представить. Полпреду президента по СФО он тоже написал. Вот ответ губернатора Сергею Меняйло, тогда он был в этой должности, что сделано по его поручению.

Правительством Иркутской области направлено ходАтайство в Министерство обороны Российской федерации о присвоении имени ветерана войны Ковалева Н.А. одному из самолетов 200 тяжелого бомбардировочного авиационного полка или боевому самолету производства Иркутского авиационного завода. В мае 2020 года на одну из плит мемориала в память о ветеранах войны на Радищевском кладбище Иркутска занесена его фамилия.

Вот тот самый мемориал. На плитах — имена ветеранов Великой Отечественной, кто покоится на этом иркутском кладбище.

— Мой отец вот — Николай Алексеевич. Моя мама — Розалия Григорьевна. И дядя — Ковалев Михаил.

Кстати, об этом памятнике сын фронтовика узнал случайно, когда в очередной раз со своими письмами был в совете ветеранов. И сам попросил занести имя не только отца, но и других воевавших родственников.

— Папа, мама моя. Родственникик мои. У меня тут два дяди. И дедушка моей жены.
— Спросил, можно ли включить моего отца, мою маму, родственников. И какие требования. Мне ответили просто — если они здесь захоронены, если они участники войны, подавайте данные, мы посмотрим. Если это достойные люди, мы включим в этот список.

А что касается идеи — присвоить имя отца самолету, пенсионер был бы рад. Вот только ответ минобороны, говорит, не внушает оптимизма. Имена героев Советского Союза носят всего 24 воздушных судна, а за время войны это высокое звание получило больше двух тысяч летчиков. Но Алексей Ковалев не сдается. Сейчас он добивается, чтобы увековечена память отца была хотя бы на аллее славы, которую собираются сделать возле будущего Суворовского училища. Правда, и здесь замкнутый круг и бюрократические проволочки. Снова отказы и бесконечные переписки с чиновниками. Бой за непризнанного героя продолжается.