Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Как становятся лётчиками. О первом полёте Валерия Хайрюзова

Array ( [0] => Array ( [ID] => 323726 [TIMESTAMP_X] => Bitrix\Main\Type\DateTime Object ( [value:protected] => DateTime Object ( [date] => 2016-10-16 13:22:01.000000 [timezone_type] => 3 [timezone] => Asia/Irkutsk ) ) [MODULE_ID] => iblock [HEIGHT] => 576 [WIDTH] => 720 [FILE_SIZE] => 88997 [CONTENT_TYPE] => image/jpeg [SUBDIR] => iblock/922 [FILE_NAME] => a1.jpg [ORIGINAL_NAME] => а1.jpg [DESCRIPTION] => [HANDLER_ID] => [EXTERNAL_ID] => 46143fc1f444c1f58aa106bed6475db2 [~src] => [SRC] => /upload/iblock/922/a1.jpg ) [1] => Array ( [ID] => 323727 [TIMESTAMP_X] => Bitrix\Main\Type\DateTime Object ( [value:protected] => DateTime Object ( [date] => 2016-10-16 13:22:01.000000 [timezone_type] => 3 [timezone] => Asia/Irkutsk ) ) [MODULE_ID] => iblock [HEIGHT] => 576 [WIDTH] => 720 [FILE_SIZE] => 227680 [CONTENT_TYPE] => image/jpeg [SUBDIR] => iblock/6b7 [FILE_NAME] => a2.jpg [ORIGINAL_NAME] => а2.jpg [DESCRIPTION] => [HANDLER_ID] => [EXTERNAL_ID] => 54627b3a99099eb79d5d2e3cb5d8aee9 [~src] => [SRC] => /upload/iblock/6b7/a2.jpg ) [2] => Array ( [ID] => 323728 [TIMESTAMP_X] => Bitrix\Main\Type\DateTime Object ( [value:protected] => DateTime Object ( [date] => 2016-10-16 13:22:01.000000 [timezone_type] => 3 [timezone] => Asia/Irkutsk ) ) [MODULE_ID] => iblock [HEIGHT] => 576 [WIDTH] => 720 [FILE_SIZE] => 132296 [CONTENT_TYPE] => image/jpeg [SUBDIR] => iblock/a64 [FILE_NAME] => a3.jpg [ORIGINAL_NAME] => а3.jpg [DESCRIPTION] => [HANDLER_ID] => [EXTERNAL_ID] => a121b371009d19fd69e1a83312d31be6 [~src] => [SRC] => /upload/iblock/a64/a3.jpg ) [3] => Array ( [ID] => 323729 [TIMESTAMP_X] => Bitrix\Main\Type\DateTime Object ( [value:protected] => DateTime Object ( [date] => 2016-10-16 13:22:01.000000 [timezone_type] => 3 [timezone] => Asia/Irkutsk ) ) [MODULE_ID] => iblock [HEIGHT] => 576 [WIDTH] => 720 [FILE_SIZE] => 179544 [CONTENT_TYPE] => image/jpeg [SUBDIR] => iblock/b9a [FILE_NAME] => a4.jpg [ORIGINAL_NAME] => а4.jpg [DESCRIPTION] => [HANDLER_ID] => [EXTERNAL_ID] => 8eb7ab5fb4cc119cb3a06b754fff8d8b [~src] => [SRC] => /upload/iblock/b9a/a4.jpg ) )

Этой весной иркутскому учебному авиационному центру ДОСААФ имени генерала Безбокова исполнилось 85 лет. За это время инструкторы общества подготовили тысячи советских, а потом и российских пилотов и парашютистов. Одним из его выпускников был Валерий Хайрюзов.

Каждый раз, когда приезжает на Родину, он спешит сюда, на Оёкский аэродром. Ведь именно это место стало воплощением его детской мечты. Стать пилотом:

— Как давно я в такой кабине не сидел! Спустя 50 лет я снова сажусь в Як.

После школы он поступил Бугурусланское училище гражданской авиации. А вот и самолёт, с которого началась лётная биография Валерия Хайрюзова:

— Я начинал на Як-18. Это другая машина, но пилотажная. Там сзади сидел инструктор, впереди курсант. Вот я был курсантом. Впервые поднялся в воздух и сделал первый самостоятельный полёт на Як-18— говорит лётчик, писатель, публицист Валерий Хайрюзов.

День, когда он впервые поднялся в воздух, Валерий Хайрюзов запомнил на всю жизнь: 14 июля 1962 года:

— Ощущения были необыкновенные! Радость. Я сам, я сам лечу! Машина послушна мне, я управляю ею!

В небе Восточной Сибири и Якутии Валерий Хайрюзов налетал пятнадцать тысяч часов. Вот и АН-2 вспоминает только добрыми словами. Говорит о самолёте, как о хорошем человеке: неприхотливый, надёжный. И большой труженик.

— И тушение пожаров, и сброс парашютистов. Какие только виды работ мы не выполняли… И авиационная прополка полей, возили пассажиров и зимой, и летом. В жару и в мороз мы творили воздушный извоз. Поэтому этот самолёт тоже моя молодость. Этот самолёт дал путёвку в небо тысячам и тысячам наших ребят. В том числе и мне, — говорит лётчик, писатель, публицист Валерий Хайрюзов.

Проблемы с малой авиацией сегодня не только в нашем регионе. По всей стране. В Иркутской области осталось всего семь аэропортов местных воздушных линий, все они обслуживают население северных и труднодоступных территорий. А в советское время аэропортов было почти полсотни. То есть в каждом райцентре.

— На Ольхон, допустим, 3–4 рейса было. В Усть-Кут три рейса было, в Жигалово до пяти рейсов. В день!

Этой весной учебному авиационному центру ДОСААФ имени генерала Безбокова исполнилось 85 лет. Что имеют сегодня? Главное — оптимизм и веру в себя. Господдержки нет, выживают за счёт самоокупаемости и энтузиазма. При этом справедливо считают: российские лётчики — лучшие в мире.

— И весь фундамент этого мастерства закладывается именно здесь, на этих маленьких аэродромах. Этими людьми, которые каждый день сюда приезжают. И думают: как бы сделать так, чтобы всё, что было задумано ранее, в эпоху развития нашей авиации сохранить, приумножить, — говорит лётчик, писатель, публицист Валерий Хайрюзов.

Недавно на аэродроме в Оёке появился необычный экспонат — часть авиалайнера Ту-154. Точнее, кабина пилотов. Долгое время этот «полтинник», так советские лётчики называли между собой самолёт, находился на аэродроме в Иркутске. На Оёкском аэродроме планируют создать музей отечественной воздушной техники. Этот экспонат стал одним из первых. 154-й, кстати, считается самым массовым советским реактивным пассажирским самолётом. Этот борт попал под «распил», но кабину «досаафовцам» удалось спасти.

— Сохранили эту кабину для того, чтобы ребятишки и взрослые могли вспомнить. А самое главное посидеть в самой кабине. Потому что не каждый раз удаётся посмотреть на рабочее место пилота, — говорит начальник Иркутского учебного авиационного центра ДОСААФ России Сергей Шадрин.

0
0
Авторы
Авторизуйтесь на сайте, чтобы написать комментарий.