Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Утюгом по живописи. В Иркутске реставрируют полотна из коллекции Владимира Сукачёва

Переехали из бального зала в соседнюю комнату картины в Усадьбе Сукачёва. На реставрацию отправились 14 полотен, среди которых копии Рафаэля, Рубенса и Айвазовского.

— Стены бального зала в музее-усадьбе Сукачёва на время опустели. Коллекционные полотна Рубенса, Рафаэля, Айвазовского отправили на реставрацию. Но совсем недалеко — в соседний кабинет.

Со стороны это похоже на швейную мастерскую. Мировые шедевры живописи здесь гладят утюгом.

Впервые в истории Иркутского художественного музея реставрационные работы проводят в доме известного коллекционера. Обычно картины восстанавливают в основном здании, на улице Ленина.

— Вот видите, у нас обязательно, так же, как вы приходите к врачу, говорите, что у вас болит. Так и мы с картиночкой. У нас записано: как её зовут, какого года рождения. И каково её состояние до реставрации, — говорит заведующая реставрационной мастерской Иркутского областного художественного музея им. В. П. Сукачёва Светлана Тютикова.

Для реставрации отобрали 14 картин. Им требуется только косметический «ремонт». Поэтому и увозить в мастерскую не стали. Все полотна написаны в 19 веке. Это копии работ известных художников. Среди них — произведение Рафаэля Санти «Мадонна в кресле». Такой копии в мире больше нет.

— Для своей коллекции Владимир Платонович заказывал картины во Флоренции. Ну почему — и без Сукачёва работы Рафаэля в 19 веке очень хорошо оценивались. И просто так прийти: а продайте мне. Никто бы не продал. И была такая замечательная профессия копиист, когда работа копировалась, — говорит заведующая отделом «Музей-усадьба» В. П. Сукачёва Кристина Шерхунаева.

Копировались и деревянные рамы. Они тоже повторяют оригинал. Но их реставрировать не будут. А над полотнами работают тщательно — убирают вмятины и трещинки.

— Если вы уже под этой профзаклейкой потрогаете, то это уже будет гладко. То есть процесс укрепления красочного слоя и укладка кракелюра. Это папиросная бумага, это рыбий клей. Вот утюжок. Вот пресс. Всё, что нужно для этого, — говорит ведущий реставратор Галина Муравьёва.

— Помимо кисточек и утюжков у реставраторов есть ещё и вот такой инструмент — электрошпатель. Он нужен для того, чтобы устранять на полотнах всевозможные деформации. У него 25 насадок. И вот одна из них способна возвратить полотну авторскую фактуру.

Возвращают реставраторы и авторский цвет.

— Мы используем те же материалы, что использовал автор, чтобы они соответствовали времени. Я использую масляные краски. И подбираю. Вначале навожу колер. А потом тонирую это место, закрашиваю, — говорит реставратор Елена Кочетова.

Помимо полотен Мурильо, Рафаэля Санти и Рубенса здесь и копия картины неизвестного художника — «В лекарской». Все они — одни из первых полотен, попавших в коллекцию Сукачёва, и первые экспонаты Иркутского художественного музея. Отреставрировать всё планируют до 27 июля — к 170-летнему юбилею Владимира Платоновича.

0
0
Авторы
Авторизуйтесь на сайте, чтобы написать комментарий.

Google