Экоактивисты из Иркутска провели субботник на мраморном карьере в Бугульдейке
Отмывать мраморный карьер в Бугульдейке отправились экоактивисты из Иркутска. Это место любят туристы из-за эффектных фотографий. А еще вандалы, которые оставляют там извечные надписи со своими именами. Некоторые добавляют даже личные аккаунты в соцсетях.
Вот так пытаются вернуть былую белизну мрамору. Испортила его не природа — человек. Егор Лесной вместе со своей командой «спасают» его в этом месте уже не впервые. И каждый раз, по словам «хранителей природы», надписи появляются новые.
— У нас с собой генератор, воды набрали в Байкале. «Кёрхер», и сейчас будет отмывать. Это всё нарисовано углём. Оно относительно не сложно отмывается. А вот внизу значительно сложнее, — говорит житель Иркутска Егор Лесной.
В эту экологическую поездку на мраморный карьер собирались две недели назад. Но тогда не повезло — экозащитники попали в серьёзную аварию. Разбитая машина в ремонте. Но это не остановило. В эти выходные приехали снова.
По словам Егора, вот такую надпись из угля можно отмыть простой водой, а уже вот на это граффити потребуется больше времени, да и метод совсем другой.
— Такие граффити, которые делают аэрозольной краской, их нужно сначала вымывать моющими средствами — растворителями, а потом уже дошлифовывать металлической болгаркой. Этот процесс очень трудоёмкий и долгий. У камня таким способом повреждается поверхность. Но потом со временем он сам восстанавливается, — говорит житель Иркутска Егор Лесной
Бугульдейский мрамор древнее озера Байкал. Это одно из немногих мест на планете, где камень добывался открытым способом — его выпиливали прямо с верхушки горы. Его уникальное отличие от других месторождений — высокая декоративность, белизна и чистота химического состава. А ещё поражает масштаб — по оценкам специалистов, запасы мрамора огромны — около 10 миллионов кубических метров.
— Но несмотря на всю масштабность и уникальность Бугульдейского мрамора, если спуститься вниз по лестнице, то можно увидеть исписанные человеком камни. А если посмотреть вниз — брошенную технику и шины.
Вход на белоснежное месторождение свободный. Объект, на котором в прошлом тысячелетии добывали мрамор, теперь излюбленное место для туристов. Ежегодно на карьер приезжает огромное количество людей не только с Иркутской области, но и со всей России. А еще это популярная локация для фотоссесий.
Фотограф Надежда Гринёва приезжает на карьер раз в две недели — часто проводит здесь фотосессии. Говорит, что это локация всегда поражает своей красотой.
— Будет очень жаль, если его закроют. Потому что, если здесь соблюсти все меры безопасности — поставить ограждения, проверить зону, если она опасна закрыть её, — говорит фотограф Надежда Гринёва.
Тогда почему бы его не посещать, этот карьер, здесь очень красиво. И это можно сделать хорошей достопримечательностью для города и области. Елена Брянская живет в посёлке Бугульдейка. Говорит, обидно, что родные места, где выросло не одно поколение ее семьи, загрязняют и не ценят.
— Мраморный карьер, конечно, для нас особая ценность. Камни исписаны, мусор оставляют. В алкогольном опьянении ходят, могут упасть. Конечно, лучше, чтобы это облагородили. Чтобы внизу поставили шлагбаум, чтобы человек осуществлял надзор, — говорит жительница посёлка Бугульдейка Елена Брянская.
— Если его закроют, будет очень печально. Мы отдадим любые деньги, чтобы его открыли обратно, — говорит жительница посёлка Бугульдейка София Брянская.
Мраморный карьер только частично находится в границах Прибайкальского национального парка. А кто «сосед» и кому принадлежит вторая половина, сейчас разбираются его сотрудники. По словам Дениса Банщикова, заместителя директора «Заповедное Прибайкалье», такая путаница возникла из-за того, что карьер начали осваивать раньше, чем появился сам заповедник.
— Администрацией «Заповедного Прибайкалья» будет проводится ряд мероприятий по установлению собственника данного карьера, так как он стоит на кадастровом учёте. И будет приниматься решение о включении, либо об исключении, в территорию Прибайкальского национального парка, — говорит заместитель директора ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» Денис Банщиков.
Сейчас нацпарк пытается навести порядок на мраморном карьере. Собирается обезопасить его, построить туалеты для туристов. А ещё предстоит установить природоохранную ценность этого участка. Так как при добыче мрамора природные экосистемы здесь сильно нарушили.
Тогда и решиться дальнейшая судьба этого «сокровища» Сибири.