Полный демонтаж Курбатовских бань был незаконным, считают в федеральном агентстве по развитию памятников истории и культуры
10 ноября 2019 г. 18:25
Почту России оштрафовали на 50 тысяч рублей за порчу исторического наследия Иркутска. В отделении на Степана Разина заменили старинные двери на пластиковые.
А вот интересно, сколько придется заплатить тем, кто снес Курбатовские бани. Знаменитый исторический памятник экскаваторы сравняли с землей год назад. И вот выясняется, не совсем законно.
— По идее, не керамика. Фарфор. Звенит. Самое интересное, что они все были пронумерованы. у каждого была определённая цифра.
Его дом- настоящая «лавка древностей». То, мимо чего нелюбопытный и не знающий толк в старине человек пройдёт равнодушно, в руках коллекционера и антиквара превращается в историческую ценность. Вот это, к примеру, не просто старый бумажный конверт: в наш город он прибыл в конце XIX века от: «Годлевскiй и К». Господамъ- Курбатову и Русанову. Въ г. Иркутскъ".
— Вот, фирма Годлевских как раз и строила Курбатовские бани. Вот. Варшава. Там же есть и прейскурант цен, и сколько было затрачено на водопровод, на канализацию. А это — трапезниковская школа. Они и в этом принимали участие, — говорит антиквар, житель Иркутска Андрей Николаев.
Иркутск. 8 сентября 2018-го. Это был выходной день. Суббота. Жильцов домов на улице Гаврилова разбудил страшный грохот. А выглянув в окно, они увидели… руины. Горы кирпичей, вместо памятника истории- знаменитых Курбатовских бань. Кто-то просто решил — «не париться». И под предлогом подготовки к реконструкции просто сравнял с землёй исторический объект.
Кто прошёл тогда экскаваторами по истории, точно знает Ирина Кравец. Много лет она возглавляла агентство развития памятников Иркутска.
Но в сентябре 2018-го уже была руководителем территориального управления Федерального агентства.
— В проекте был указан-разбор. Реставрационный разбор. Все архитекторы и эксперты знают, что реставрационный разбор — это аккуратное отношение к материалу объекта. Разбор-по кирпичикам. И возможность деффектовки. То есть, материалы возможно сохранить, — говорит руководитель территориального управления ПО СФО федерального агентства по развитию памятников истории и культуры Ирина Кравец.
Произошла банальная и наглая подмена. Так считают многие. И Алексей Чертилов тоже. Архитектор, человек, радеющий за сохранение старинного зодчества.
— В очередной раз получим просто-напросто, псевдо-памятник. И непохожий на памятник, — говорит председатель ИРО Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Алексей Чертилов.
Ликвидаторам иркутской старины законы и правила — не указ, считает он. Но общественники говорят- шансы сберечь то, что уцелело, всё-таки есть. Охотников за дорогой землёй в историческом центре города много. Но и иркутян, возмущённых сокрушительным беспределом, становится больше.
— Только это спасёт. То есть сегодня чиновники-они, подневольные. Их нанимает власть. Во власть приходит бизнес. К бизнесу во власти приходят друзья из бизнеса, просят сделать так-то и так-то. И это решается. Кулуарно, шито-крыто. Нарушают закон, нарушают элементарные нормы проектирования, выдачу документации, разрешений. Если постоянно об этом говорить, на примерах показывать, к чему это приводит, то хотя бы бояться будут, — говорит председатель ИРО Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Алексей Чертилов.
А ведь до революции эти бани славились исправным водоснабжением, электричеством и изысканной обстановкой. В советские времена — отдельными номерами, прачечной, свежим пивом. Не пережили 90-е. Постепенно пришли в запустение, затем и вовсе превратились в трущобы. Впервые инвесторы заинтересовались объектом 11 лет назад. Тот проект так и остался проектом. А два года назад разыграли аукцион: подрядчик обязался «обновить и приспособить для современных организаций объект культурного наследия». Обновил. И приспособил.
— Я считаю, что необходимо создать какой-то наблюдательный общественный совет. В который войдут: эксперты, архитекторы, иркутяне, возможно — депутаты. Которым не безразлична реализация этого проекта. И совместно, если какие-то вопросы есть, их обсуждать, — говорит руководитель территориального управления ПО СФО федерального агентства по развитию памятников истории и культуры Ирина Кравец.
На днях стало известно: незаконным был не только полный демонтаж Курбатовских бань. Разрешения на реконструкцию также сомнительны. Этим фактом заинтересовались юристы. Возникли вопросы и у депутатов иркутской Думы:
— Когда по телевизору нам показали, как экскаватором сносили, разбирали Курбатовские бани, был большой общественный резонанс. Как-то всё от обсуждения на депутатской площадке ушло. И буквально недавно мы получили в адрес председателя Думы заключение юридической компании «Правовой аспект», где были изложены все нарушения, которые произошли. Факт налицо. Памятника в данный момент нет, и разрешение на строительство так же — не получено. Пока ситуация патовая, — говорит депутат Думы Иркутска Евгений Стекачёв.
И только Служба по охране объектов историко-культурного наследия Иркутской области продолжает утверждать, что нарушений нет. И это был, звучит нелепо: «демонтаж для реставрации». А кирпич, по версии чиновников, был напрочь заражён грибком. Но память можно было сохранить, уверены реставраторы.
— Было проведено исследование, что часть материала — заражено. Но сейчас есть: и пропитки специальные. Чтобы убить и грибки, и бактерии. Есть возможность обжига. Ну, нельзя сносить экскаваторами объект. Тем более, без разрешения на строительство, — говорит руководитель территориального управления ПО СФО федерального агентства по развитию памятников истории и культуры Ирина Кравец.
Эти несколько образцов элитной фарфоророй плитки знаменитой германской фирмы Villeroy & Boch уцелели чудом. Когда начали громить Курбатовские бани, Андрей Николаев нашёл и, получается, что спас хотя бы осколки истории. И вот эти тоже: «Харьковъ-товарищество Бергенгеймъ:
— Там на известковом растворе всё сидело, можно было аккуратно снять. А потом уже в дальнейшем садили на цементный раствор. И то, что нельзя было отодрать, взяли и экскаватором покончали.
Другие новости

764 населенных пункта Иркутской области нуждаются в создании или актуализации цифровых ортофотопланов

"Новая энергия". На Иркутской ГЭС меняют гидроагрегаты

Интервью с путешественницей Мариной Клочковой
