Праздник Казанской иконы Божьей матери отметили в Тельминском храме

7 ноября 2021 г. 20:50
Обложка новости
© ГТРК «Иркутск» / Андрей Тетенькин, Елена Малышкина
Он совпадает с другим праздником, 4 ноября — День народного единства.

Тельминскую церковь начали строить еще в начале 19 века. Он чудом уцелел в 20-ом. И вот теперь храм в бело-голубых тонах — украшение нашего региона.

Величают Богодицу. 4 ноября — день памяти одной из самых чтимых в России икон- Казанской. В тельминском храме престольный праздник. Литургия. Сотни прихожан. Служит архиерей — владыка Максимилиан. Это ещё и День народного единства, государственный праздник, День воинской славы, был установлен в ноябре 2005-го. В память об освобождении Москвы от смуты. Вот и сегодня, непростые времена, говорит владыка.

— Но когда мы вместе, всегда есть, на кого равняться, есть, кто нас поправит, кто нас вдохновит, кто нас утешит. И мы, когда все вместе, мы непобедимы для греха. Всем прихожанам, всем гостям я желаю доброго, радостного настроения. Здоровья, в нынешние непростые времена, — говорит Митрополит Иркутский и Ангарский Максимилиан.

Эту белокаменную церковь в Тельме начали строить в 1814-м году. В честь победы Российской империи над войсками Наполеона. По одним источникам- создавали храм итальянские мастера. По другой версии- возведён он по проекту неизвестного ссыльного. Сохранились сведения, что в верхнем ярусе колокольни мастер по фамилии Климов установил музыкальные часы. И 12 музыкальных пьес исполняли они. Роковым стал год 1936. Тогда здесь по указу большевиков приостановили богослужения. Но храм выжил. Он стал хранилищем для зерна. Так удалось спасти здание и иконы. Уничтожили колокола и уникальные часы, разорили церковную утварь.

В мае 45-го тут снова стали служить, за восстановление взялись в 90-м. А к началу нулевых стало ясно: чтобы спасти такой архитектурный памятник, нужно очень много сил и много денег. Фасад был почти разрушен, потолки провисли, своды полностью сгнили, лепнина осыпалась, стены изнутри пожирал грибок. Вот такой досталась церковь настоятелю Сергию Кандыбину. Таким увидел и запомнил храм скульптор и резчик по дереву Иван Зуев.

— Я помню, когда меня бабушка привела в этот храм, мне совсем было мало лет. Я, наверное, ходил ещё только в садик. И мне он запомнился таким — огромным-огромным. Таким, что и заполнить его невозможно. А в сегодняшний праздник я посмотрел, как заполняется храм людьми и, конечно, такое счастье в душе, — говорит прихожанин храма Казанской иконы Божьей матери пос. Тельма Иван Зуев.

Говорят, глаза боятся, руки — делают. И меценаты нашлись, и умельцы. Иван Зуев вырос и принял участие в возрождении храма. Вместе с мастерами- краснодеревщиками восстановили иконостас. Здесь открылся Центр Александра Невского, для детей и подростков, а сама церковь стала визитной карточкой не только Тельмы и Усольского района. Все, кто проезжают по Московскому тракту, обращают на храм внимание. Вот и в Австрии на европейском конкурсе в прошлом году признали- такая лазурь достойна первого места. И церковь назвали самой красивой. Настоятель рад, но единство и веру считает главными:

— События 1612 года, а затем и 1812 года показывают, насколько смутность и разделение приводят к тому, что Держава и Отечество наши находятся в состоянии запустения. Как только оскудевает вера, как только оскудевает благочестие, как только совершается отступление от истины, опускаются скорби, — говорит настоятель храма Казанской иконы Божьей матери пос. Тельма Сергий Кандыбин.