На Байкале проверили корабли, перевозящие туристов

7 августа 2023 г. 20:34
© ГТРК «Иркутск» / Влад Бараненко, Ирина Попова, Роман Рютин

Курс — к кораблям с туристами на борту. В разгар лета в акватории Байкала их немало. Почти все госинспекторам Ространснадзора хорошо знакомы. Сегодня они внимательно высматривают новичков, которые вызывают подозрение, или тех, кто уже попадался с нарушениями.

"Наличие нарушений, допустим, перегруз пассажиров больше, чем положено. Техсостояние какое", — говорит главный государственный инспектор МТУ Ространснадзора по СФО Алексей Тирский. 

Как раз это судно месяц назад уже проверяли и выявили массу нарушений. Например, на борту было пятеро детей и всего два жилета для них. В этот раз на "Кристалле" снова туристы. Проверяющие пришвартовываются к судну. 

Пока у капитана проверяют документы, отдыхающие радуются неожиданному продлению водной прогулки. Экскурсию они купили в поселке Листвянка. За тысячу рублей с человека им предложили прокатиться до ближайших бухт. 

"Они приглашали по громкоговорителю совершить часовую прогулку. Мы сели, поехали", — говорит турист Юлия Белявская. 

Договоренность — оплата в конце вояжа. На эти уловки, говорят инспекторы, идут многие. Так доказать, что брали на борт туристов, а не просто знакомых, труднее. 

"Просили прокатиться. Прокатили безвозмездно, бесплатно", — говорит капитан судна Владимир Савельев. 

Однако капитана это не спасло. Новая проверка показала — и в этот раз ситуация на этом корабле не лучше.

"Документы технические негодные. Судовые документы все отсутствуют. Отсутствуют документы, подтверждающие управление судном. Ну, и отсутствует лицензия", — говорит начальник Восточно-Сибирского территориального отдела МТУ Ространснадзор по СФО Максим Мосин. 

А с этим судном нет связи, поэтому ему сигналят. Очутившись на его борту, инспекторы выяснили, что действительно здесь нет ни радиостанции, ни локатора. Поэтому в случае ЧС помощь вызвать не получится. Только никто из туристов об этом не догадывается. 

"Мы не спрашивали ничего."

"У нас медовый месяц с приключениями. Получается так."

"Мы когда подходим, спрашиваем спасжилеты, наличие и так далее, они говорят — все есть. Но дело все в чем — все так возят корабли."

Нет плотов, срок годности спасжилетов тоже закончился, у капитана просрочен диплом — у корабля нет ни одного необходимого документа, выяснили проверяющие. 

Проверки проходят там, где больше всего туристов. В разгар сезона спрос на водные прогулки по Байкалу огромный. И нарушители есть везде. Слишком заманчив способ такого быстрого заработка.

Нарушители, в основном, одни и те же. Так же, как и сами нарушения. На кораблях нет спасательных средств. Владельцы судов не проходят проверку на техническую исправность кораблей. Также у людей за штурвалом зачастую нет дипломов. И нередко они берут на борт людей больше, чем положено. Но основное — это отсутствие лицензии на перевозку пассажиров. Почти у половины кораблей на Байкале, по данным Ространснадзора, ее нет.

"Сейчас ситуация лучше. Все-таки люди получают лицензию. В этом году увеличилось количество существенно. Даже те, у кого ранее были выявлены случаи перевозки, сейчас получили лицензию. Все-таки сейчас ситуация наполовину — легальные и нелегальные перевозчики. Может быть, даже легальных стало больше, мы надеемся", — говорит главный государственный инспектор МТУ Ространснадзора по СФО Марина Буракова. 

Штраф за отсутствие лицензии — от 50 тысяч рублей и выше. Техническая неисправность и превышение пассажировместимости обойдется от 5 до 10 тысяч. Отсутствие документов у капитана — 10-15 тысяч. Такие штрафы, похоже, не сильно бьют по карманам нарушителей. Летний наплыв туристов показывает, что корабли "отбивают" их за день, забывая о безопасности людей. Поэтому такие проверки сейчас проходят здесь раз в неделю. И в самых многолюдных уголках непредсказуемого Байкала.

Сегодня в студии начальник Восточно-Сибирского территориального отдела Ространснадзора по СФО Максим Мосин.