Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Самый большой в мире гамма-телескоп устанавливают в Тункинской долине

Внимательно осматривают каждый проводок - ошибиться нельзя, здесь будет крупнейший в мире гамма-телескоп. Астрофизик Размик Мирзоян в Тункинской долине впервые. Из Германии он приехал, чтобы посмотреть, как идет монтаж оборудования. Немецким ученым принадлежит идея такой установки.

- Я не хочу участвовать в чем-нибудь локальном, где успехи будут локальные, и гордиться, что где-то что-то мерили. Если уж делать, то по-настоящему, на мировом уровне. Тут с этим мегагрантом есть шанс сделать установку мирового класса. Это будет уникальный инструмент не российского масштаба, а мирового масштаба, - говорит соруководитель проекта, сотрудник Физического института Макса Планка (Германия) Размик Мирзоян.

Воплотить проект в жизнь удалось благодаря мегагранту в 90 миллионов рублей, который выиграли иркутские ученые-физики. Никакого практического применения у исследований пока нет. Но в будущем, по словам соруководителя проекта Николая Буднева, эти открытия могут принести практическую пользу.

- Двести лет назад, когда было открыто электричество, никто не представлял, что оно будет иметь такую колоссальную роль сейчас. Или сто лет назад была открыта радиоактивность. Сначала это было просто некое чисто академическое научное исследование. Но со временем это превратилось в важнейшую практическую отрасль жизни человечества, - говорит соруководитель проекта, директор НИИ прикладной физики ИГУ Николай Буднев.

В основе телескопа - оптические станции, которые улавливают гамма-лучи в очень широком диапазоне. Раньше такое излучение считалось невидимым. Его скорость - больше скорости света.

- То есть мы будем с помощью этой установки регистрировать все частицы космические, в том числе и гамма-лучи, а потом уже с помощью дополнительной установки будем отделять разные события, - говорит младший научный сотрудник НИИ прикладной физики ИГУ Александр Пахоруков.

За всеми процессами в центре сбора данных наблюдают ученые. Сейчас установлены 4 оптических станции, в ближайшее время появится еще пять.

Тункинскую долину для строительства гамма-телескопа выбрали не случайно. Здесь особый микроклимат, он способствуют наблюдению за ночным звездным небом. То есть здесь самое большое количество солнечных дней и безоблачных ночей. И даже если облака закрывают небо, то надолго не задерживаются.

В 2016-м году, когда гамма-телескоп заработает в полную силу, в Тункинской долине будет установлено 100 станций на территории в 10 квадратных километров. Ученые говорят: такие исследования фактически возродили гамма-астрономию - науку, которой в России не занимались со времен распада СССР.

0
Авторы
Авторизуйтесь на сайте, чтобы написать комментарий.