Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Учёные изучили тектонический разлом на Байкала. Это может изменить систему поиска газогидратов

Это может стать научным открытием в морской геологии. Московские ученые вернулись из экспедиции по Байкалу. Уже много лет совместно с Лимнологическим институтом они изучают газовые гидраты, скопления которых находятся на дне самого глубокого озера.

Белые вкрапления — это и есть газовые гидраты. Их нашли в пробах со дна Байкала. Концентрация метана настолько высокая, что можно использовать как топливо. Запасов газогидратов, которые разбросаны в разных уголках планеты, в разы больше, чем обычного природного газа.

— Химическая промышленность или любая другая сверхчеловеческая деятельность использования газа, получит ровно такой же газ, как мы получаем из обычных месторождений. В этом смысле никакой технической перестройки не нужно, — говорит доцент геологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Григорий Ахманов.

Газогидраты по-простому — это смесь газа и льда. Главная его проблема — достать со дна водоёма. Получается слишком дорого. Но, как говорят учёные, в ближайшие десятилетия появятся технологии, которые сделают добычу проще и дешевле.

На дне Байкала более 40 скоплений газогидратов. И это только те, о которых учёные знают. Массово поднимать их со дна священного озера не получится. На нём запрещена любая промышленная добыча. Но для исследователей это место — огромная лаборатория, где можно понять всю структуру льда с метаном. Ведь, возможно, это — топливо будущего.

В течения дня учёные, чтобы достать пробы, десятки раз опускают трубки на дно. Первые исследования проходят прямо на корабле. На нём находятся несколько лабораторий.

— Я работаю в седиментологической лаборатории и описываю, естественно, что вижу. Это уникальный материал, поэтому я могу использовать его в своих научных исследованиях, — говорит выпускник МГУ им. М. В. Ломоносова Вероника Козлова.

Вместе с опытными учёными работают и их ученики. Цель экспедиции «Class-Вaikal» — обучить студентов работать на практике.

— Я не имела очень многих сведений про газовые гидраты, так как эта сфера довольно новая. +++ После приезда сюда, я думаю, набрала половину своей диссертации, — говорит аспирант Института нефти и газа (Азербайджан) Сафия Алиева.

— На этом корабле Лимнологического института студенты, аспиранты и их преподаватели проводят неделю, а то порой и больше во время своих экспедиций. Всё это время они изучают озеро Байкал.

Такой способ обучения студентов не из дешёвых. В этом году финансовым партнёром выступил Исследовательский совет Норвегии. Скандинавская страна отправила на Байкал и своих учёных.

— Байкал — это огромная природная лаборатория. Здесь очень много геологических явлений, которые интересны с научной точки зрения. С каждым годом понимаю, что сюда нужно привозить студентов, показывать, как делается наука, — говорит профессор университета Осло (Норвегия) Адриано Маццини

— Это невероятный опыт. Очень рада, что удалось поработать на Байкале. Для меня это место, где я впервые смогла отбирать трубки с пробами и заниматься настоящей морской геологией? — говорит студентка университета Осло (Норвегия) Алионор Лябес.

Но всё же главная задача экспедиции — изучить тектонический разлом, который тянется вдоль Байкала на 50 километров. Рядом открыты скопления газогидратов. Учёные отобрали пробы. Эти исследования помогут понять, где искать их залежи.

— Вдоль всего разлома разгружается газ либо это какие-то особые места — наиболее концентрированные разгрузки газа, где и стоит искать. Мы попытаемся найти эти закономерности и поделиться с коллегами, чтобы дальше искать газовые гидраты было легче, — говорит доцент геологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Григорий Ахманов

Впереди ещё долгий анализ результатов. Это исследование, говорят ученые, может стать крупным открытием в морской геологии.

0
Авторы
Авторизуйтесь на сайте, чтобы написать комментарий.