Соленый, копченый, на любой вкус — на прилавках рынков. Откуда омуль, который нельзя ловить?
10 июля 2022 г. 12:36Промышленный вылов байкальского омуля запрещен последние пять лет. Однако на рынке в Култуке дефицита рыбы явно нет. Продавцы предлагают покупателям омуль на любой вкус.
"Вот это омуль крупный, вот это омуль меленький. Так же холодного есть, крупный, мелкий. Есть горячий".
Такая же ситуация и в Листвянке. Запрещенка на каждом шагу.
"Есть у меня омуль малосольный, вяленый, прессованный, холодного копчения, пелядь."
Продавцы утверждают — рыбу им привозят от северных малочисленных народов. Для них ловля омуля разрешена. Но пополняются прилавки свежими хвостами каждый час.
"Вот я продала, мне сейчас еще привезут."
"А сколько у вас вообще привозят?"
"Помаленечку, по штук десять."
О том, что закон запрещает как вылов, так и продажу омуля, продавцы знают. Регулярно им выписывают штрафы. Как рассказывают на рынке, за один хвост рыбы около 7 тысяч рублей. А вот для рыбаков — от 2 до 5 тысяч рублей.
"Также, если нарушитель поймал водный биологический ресурс, возместить ущерб причиненный. Согласно таксам, утвержденным постановлением правительства, ущерб составляет за один экземпляр водного биологического ресурса 3640 рублей. В запретный период нереста эта такса возрастает в два раза", — говорит начальник территориального отдела контроля, надзора и рыбоохраны по Иркутской области Александр Пульников.
Однако штрафы продавцов не пугают. Другого выхода, кроме как торговать на рынке, говорят, нет. Многие уезжают из Култука в поисках заработка. Ну, а тем, кто остался, приходится идти на риски.
"Малым народам разрешено ловить, потому что для проживания у них нет больше никаких шансов, только вот вылов омуля. А у нас вот на рыбном рынке в Култуке тоже нет никаких шансов выжить. Кроме как торговать здесь. Потому что у нас нет никаких предприятий. Кроме магазинов, больницы и школы. Все!", — говорит продавец Татьяна Кардакова.
Заработок с ценной рыбы Байкала небольшой, говорит Татьяна. А еще сезонный. Зимой туристов меньше.
"Я — продавец, стою на процентах. Наторговала на десять тысяч — тысячу получила. А бывает, наторговала на тысячу — сто рублей заработала. Летом да, я могу две тысячи заработать, а зимой сто рублей".
За счет запрета на вылов омуля, по данным "Главрыбвода" на 2020 год, численность нерестового запаса выросла на 60%. Популяция увеличилась на 15-20%.
"Я считаю, что запрет нужно оставить. Растет омуль очень долго. В Листвянке есть музей. Я когда-то торговала в молодости омулем. И мы продавали вот такого размера — 12 сантиметров омулечек. А растет он 9 лет. Вот этот размер. И когда я съездила в этот музей, я просто была в шоке", — говорит жительница Иркутска Лидия Рудых.
В июне в Листвянке у продавцов сотрудники Россельхознадзора и полиции изъяли 27 хвостов омуля, голомянки. Правда, предприниматели отделались лишь штрафом. А на неделе в Ольхонский суд передано дело двух рыбаков. В прошлом году они выловили около 800 хвостов эндемика. Ущерб составил больше трех миллионов рублей.
"Добычу омуля в Байкале в промышленных масштабах могут разрешить уже в 2023 году, а к концу этого года планируют снять запрет на любительскую ловлю", — говорит корреспондент Александра Насыпова.
Другие новости

"Музы Ангасолки". 11-й фестиваль бардовской и патриотической песни провели на берегу Байкала

Прокуратура контролирует оказание услуг пассажирам задержанного рейса в Таиланд в Иркутске

Самый большой в Прибайкалье мурал появился на фасадах дома в Иркутском Ново-Ленино

В Усольском районе сотрудники полиции устанавливают обстоятельства аварии, в которой погиб человек
