https://vestiirk.ru/tv/vsio-dlia-pobedy-telemarafon/ https://vestiirk.ru/tv/vsio-dlia-pobedy-telemarafon/ https://vestiirk.ru/tv/vsio-dlia-pobedy-telemarafon/

В 4-й школе Железногорска-Илимского отменяют занятия из-за отсутствия учителей. Как региональные власти комментируют ситуацию с отсутствием педагогов на севере?

27 декабря 2022 г. 9:49
© ГТРК «Иркутск» / Дарья Ткачук, Руслан Генаев, Евгений Шахов, Александр Конев

После уроков подтянуть особо любознательных плюс проверить нескончаемые тетради, все это умножить на отчеты и планирование — получается непростое уравнение для учителя математики с 47-летним стажем. В недельном расписании Тамары Пантелеевой, что называется, 30 часов пишут — 60 всегда в уме. Такая сумма нагрузки сложилась из-за нехватки педагогов в железногорской школе.

"Это очень сложно. И плюс еще факультативы, которые выносятся на субботу. Нам идти на это приходится, потому что, действительно, ребятам надо. Классы без математики — это очень серьезно", — говорит учитель математики школы № 4 г. Железногорска-Илимского Тамара Пантелеева.

Но сил учительских не хватает на всех. Нагрузка других математиков тоже со знаком "бесконечность". При этом без алгебры и геометрии всё равно остались некоторые седьмые и восьмые классы.

К обеду, в середине недели, да еще и всего на четыре урока. Казалось бы — счастливчики 8 "Б". Но их пробелы в расписании стремительно превращаются в пробелы в знаниях.

Особенно в области физики — ее восьмому классу вообще вести некому. Был учитель, да уехал в Саянск, говорят родители школьников. Они серьезно озадачены. Обращались и в министерство, и в местный департамент образования. Цитируют ответы.

"Все передали директору. Да, проблема острая." А где директор возьмет учителя? Они не оказывают никакой помощи, они не работают. А где директор возьмет? Из под парты достанут? Это тоже неправильно", — говорит мама ученика школы № 4 г. Железногорска-Илимского Татьяна Малахова.

"Это очень серьезная проблема, мы считаем."

Репетиторы по профильным предметам — не по карману, говорят родители. Директор школы Галина Груздева делится — обошли все поселения района в поисках учителей, писали куда только можно. Ведь впереди у детей экзамены.

"Ну и вообще у нас право на бесплатное образование. Получается, что мы наших детей ограничиваем в бесплатном образовании. На качестве образования это скажется 100%", — говорит директор школы № 4 г. Железногорска-Илимского Галина Груздева.

В местном департаменте образования говорят, дефицит учителей — во всем Нижнеилимском районе. Школы особенно страдают без педагогов начальных классов, физиков, математиков, преподавателей русского и иностранных языков. Хотя есть программы поддержки: "земский учитель", где можно выиграть миллион, помогают и по вопросам жилья приезжим, а также выплачивают подъемные новичкам по 250 тысяч рублей. Учителя все равно не едут.

"Все-таки систему распределения студентов педагогических ВУЗов нужно оставить так, как это было ранее. Хотя бы три года. Я думаю, это очень хороший был бы опыт. И если бы подключилось министерство образования к этому, то может быть, мы этот вопрос с Министерством просвещения Российской Федерации подняли тогда", — говорит начальник методического отдела ресурсного центра при департаменте образования г. Железногорска-Илимского Любовь Свинцова.

В прошлом году нехватка учителей с высшим образованием по региону в целом составила 2376 человек. Это больше, чем население всего острова Ольхон. И даже главная кузница кадров — Иркутский пединститут в год выпускает значительно меньше этой цифры — порядка 700 специалистов. Готовят преподавателей и на некоторых направлениях госуниверситета. Вот точка зрения проректора.

"Трудоустраиваются-то много. А вот закрепляются очень мало. Необходимо повысить престиж профессии педагога и защищенность их, молодых ребят, которые приходят в школы, чтобы у них была сразу хорошая заработная плата", — говорит проректор по учебной работе ИГУ Алексей Вокин.

А вот третьекурсники по дефицитной специальности "математика". Они как раз почти на пороге в профессию. Хоть и все поступили на желанную специальность, сомнения о работе в школе пока трудно спрятать.

"Пока желание не особо есть, потому что, во-первых, заработная плата учителей не очень большая. Во-вторых, работа с детьми — процесс очень трудоемкий и сложный", — говорит студентка Педагогического института ИГУ Ксения Соколова.

В министерстве образования региона сообщили, что вместе с властью прилагают все усилия по сокращению дефицита учителей. Для целевиков — тех, кто идет в пединститут по контракту и возвращается на родную территорию работать — сделали даже специальную стипендию. Есть надежда, что следующий год: Год педагога-наставника сдвинет проблему, заявил министр Максим Парфенов.

"На мой взгляд, есть еще один механизм, который будет действенен, но чуть позже. Это психолого-педагогические классы. Школа должна вернуться к той работе, когда школа сама себе была кузницей кадров и готовила себе смену", — говорит министр образования Иркутской области Максим Парфенов.

Тем временем в железногорской школе действительно сами себе готовят кадры — причем из своих же. Потому что срочно надо. Учитель химии начал вести физику. И даже директор написала ходатайство в министерство, чтобы ей, биологу, можно было преподавать трудный и незнакомый предмет.

"Возьму два восьмых класса, буду учить физику сама и учить детей. А с математикой не знаю, что делать."