В иркутском Доме фотографа хранятся редкие фото- и кинокамеры и даже шпионские фотоаппараты

27 сентября 2021 г. 22:30
Обложка новости
© ГТРК «Иркутск» / Анатолий Струглин, Елена Малышкина, Роман Рютин
Редкий трёхтонник, шпионские камеры, проекторы и фотографии — всё это бережно собирал всю жизнь иркутский коллекционер и фотограф Сергей Долгих.

— Тут можно двигать объектив. Вправо-влево.

Вот эта «громадина» встречает у входа в иркутский Дом фотографа. Весит три тонны как минимум, говорит Антон Долгих. Сделано в СССР, в Одессе. Такие огромные аппараты нужны были в типографиях, например.

Но главная коллекция внутри. Её много лет по крупицам собирал фотограф и коллекционер Сергей Долгих. Среди друзей известный как Слесарь. На входе — фотокамеры китайских брендов.

— Вот они. Из того, что я знаю. Ну, тут визуально понятно, потому что они с иероглифами и Great Wall называются. Seagull тоже, по-моему, китайские.

Всё в витринах и под стеклом. Отсортировано. Тут немецкие «PILOT 6», выпускались в Германии с 1935 по 1941 год. Вот «Зениты», а это «ФЭДы». Есть раритеты.

Здесь, в небольшом помещении, собраны тысячи образцов фото- и кинотехники. Фотоаппараты, кинокамеры, проекторы. Как профессиональные, так и любительские. Например, такой вот, знакомый всем с детства фильмоскоп.

— Из того, что лично мне нравится и интересно, это шпионские камеры. Они встраивались в дипломат, и был на ручке спусковой крючок. Это реальная камера с инвентарным номером. Такая же ещё есть, которая в пряжку ремня встраивалась, — говорит сын Сергея Долгих (Слесаря) Антон Долгих.

А вот такой объектив в дипломате точно не утаишь.

— Я с тяжёлым объективом
— 50? Ничего себе! 50 килограммов вот такая штука весит.

Слесарь был легендой в Иркутске. Кроме того что коллекционер — ещё и отличный фотограф. Ему удавалось всё: портреты, пейзаж, натюрморты. Своими руками вместе с сыном сделали фотозону под парижскую старину. Когда-то там были популярны такие фотосалоны «на колёсах».

— Колёса мы нашли с ним на помойке, от инвалидной коляски. Сами всё сделали, попытались восстановить, как оно выглядело, — говорит сын Сергея Долгих ( Слесаря ) Антон Долгих.

Год назад создатель Дома фотографа умер. Теперь наследник музея — сын. Говорит, дело отца не бросит — всё сохранит, приведёт в порядок. Будет ли музей открыт для всех? Пока неизвестно.

— Опять же, если делать какой-то музей, нужен человек, который бы рассказывал про это всё. Где вот взять такого человека? Потому что даже какой-то специалист, он так глубоко не знает здесь всё, как это знал отец.