В Киренске отметили День речника

10 июля 2022 г. 13:05
© ГТРК «Иркутск» / Ирина Артамонова, Андрей Воробьев, Андрей Тетенькин

День речника Киренск встретил дождем. И парадом судов — нарядные путейские, баржи, танкеры и теплоходы предприятий, которые работают на Лене. Это те, что не в рейсах, стоят в затонах, порту и ждут своей очереди в навигацию или находятся в резерве, сегодня вышли на праздничный променад.

Здесь на реке, которая кормит и является основой экономики района, важен весь флот и, конечно, люди разных профессий. Илья Воробьев — потомственный речник, родом из Киренска. Он не из плавсостава, он — инженер.

"Занимаемся расценками на ремонт и строительство новых судов. За последние несколько лет спустили на воду две единицы нового флота. Это плавкран 16-тонный и теплоход "Путейский". Путейские смотрят за буями, за бакенами, за речными створами, чтобы все было в порядке, ночная обстановка горела. Днем промеряют глубину судового хода", — говорит инженер-сметчик технолого-конструкторского отдела Киренского района водных путей и судоходства Илья Воробьев.

Люди любят свою работу и держатся за нее: ветеран речфлота Владимир Вольский в свои 72 года стоит уже почти полвека на капитанском мостике. Прошел всю школу, от рулевого моториста. Признался, что в отпуске летом был один раз в жизни по профсоюзной путевке, все время в навигации. Начинал с теплохода, затем еще 13 лет ходил на теплоходе класса "река-море".

"На сухогрузе, на котором я работал, я прошел полностью реку Лену, с заходом в порт Тикси, с заходом на реку Яну, Индигирку, Колыму, в принципе при перегоне пошел Северным морским путем", — говорит капитан Владимир Вольский.

На берегу мы встретили матерого речника Вольского только потому, что на пенсии смог себе позволить сделать паузу, уже в августе он вернется на нефтеналивной танкер "Капитан Верхотуров".

"Еще работать, пока есть силы, пока есть работа, пока есть во мне востребованность", — говорит капитан Владимир Вольский.

На набережной Киренска, где в этот день звучали поздравления, жителям приготовили сюрприз — открыли памятник, с него началась история судоходства на Лене. Появление "огнедышащего дракона с длинной трубой", из которой порой вылетали горящие древесные головешки, жители встретили с восторгом.

"160 лет назад на реке Лене появился первый пароход — "Святой Тихон Задонский". Он был приобретен на средства купца Хаминова в Бельгии. Из Иркутска до Верхоленска был доставлен на подводах, где собран, а затем спущен на воду", — говорит корреспондент Ирина Артамонова.

Этот подарок сделал для киренчан местный умелец Иннокентий Михалев, сам предложил такую идею. Не хватало информации, перелопатил интернет, обращался к историку Ленского речного пароходства.

"По почте связывался с Павловым этим. Нету информации путней, вот картинки да рисунки, и пара фотографий, ну, такие, позднего времени и не совсем хорошие. Пришлось сравнивать с другими, вот даже простого гребного колеса найти чертеж", — говорит конструктор Иннокентий Михалев.

Нашел лишь один чертеж и так, по деталям, восстановил облик парохода и сконструировал "Святого Тихона Задонского". Между прочим, отработав 76 навигаций, этот колесный пароход до сих пор служит людям. Когда судно списали на металлолом, в 1952 году его уложили в основание дамбы Алексеевского затона. Так и речники продолжают трудиться на пенсии, никуда не могут деться от Лены. В праздничный день паром, конечно, исправно перевозил горожан с берега на берег.

"Как Вы оказались на пароме?"
"Да как?! Ушел на пенсию и оказался на пароме, все пенсионеры здесь работают. Пенсионный флот, скажем так", — говорит сменный капитан-механик Николай Потапов.

И капитан Сергей Котов коротко, но емко сказал про свою карьеру: сначала ходил вдоль реки, теперь поперек.

"До этого работал на больших теплоходах "река-море", потом мы их отправили благополучно во Владивосток, потом на буксире работал. На пенсию вышел, ушел на паром", — говорит капитан парома Сергей Котов.