В квартире у иркутянки рухнула кровля, но многоквартирный жилой дом не признан аварийным

6 февраля 2022 г. 12:04 © ГТРК «Иркутск» / Алексей Бондаренко, Наталия Сальникова

В Госдуме предложили упростить принятие собственниками решений о капремонте домов. Это важные поправки. Потому что тогда жители многоквартирных зданий смогут сами решать, когда проводить капремонт и что именно чинить.

Сейчас такое тоже возможно, но требуется собрать две трети владельцев. А это бывает непросто. Поэтому нередко за жильцов решают муниципальные власти. По новым правилам, достаточно будет и половины активных граждан. А вот этому дому по улице Декабристов уже никакой капремонт не поможет. Там обрушилась крыша. Владельцу квартиры, которой не повезло, предписали привести жилье в порядок за свой счет. Иначе его выставят на торги.

Так просто дом не открыть. Его хозяйка Елена Нефёдова появляется здесь нечасто. Заходить внутрь опасно для жизни, говорит. Прогнившие балки долго угрожающе нависали, а год назад крыша всё-таки не выдержала и рухнула. Теперь из квартиры хорошо видно небо.

— В 19 веке крышу утепляли землёй. Вот это можно увидеть по этому куску земли, который падает с крыши, — говорит жительница Иркутска Елена Нефёдова.

Официально год постройки дома 19 В по улице Декабристов — 1917-й. Но её квартира появилась ещё раньше, говорит Елена. Изначально это был небольшой домик, к которому позже пристроили более просторное здание. Первый этаж — каменный, второй — из дерева. Иркутянке жильё с вековой историей досталось в наследство от отца несколько лет назад . И тогда в нём еще можно было жить.

— Как мне рассказывала бабушка, здесь был мыловаренный завод и какая-то хлебопекарня. После здесь сделали квартиры многоквартирного дома, — говорит жительница Иркутска Елена Нефёдова.

О том, что дом превращается в развалину, Елена пишет давно, во все инстанции. На руках — кипа переписок, а вернее, говорит женщина — отписок. Служба жилищного и строительного надзора Иркутской области признала квартиру непригодной для проживания, а её конструкции — не подлежащими восстановлению. Соответствующие акты об аварийности жилья составила и администрация города. Но дальше дело не идёт.

— Крышу отремонтировать не получится. По крайней мере, у меня нет таких средств. А администрация и наша управляющая компания этим заниматься не хочет.

Зато квартплата — каждый месяц. Управляющая компания регулярно выставляет счета за вывоз мусора. Соседка Светлана живёт в этом доме 30 лет. Капитальный ремонт здесь и не припомнит. Крыша, говорит, просвечивает, но ещё держится, а деревянная лестница совсем развалилась.

— Управляющая компания не следит, мы сколько обращались по поводу ремонта. Они отказывают. Потому что маленькие поступления за квартплату идут. А так как износ дома у нас большой, поэтому у нас начисления — у нас же неблагоустроенный, все удобства на улице, поэтому нам отказывают. Говорят, собирайте деньги со всего дома и мы вам будем ремонтировать.

31 января хозяйка дома с обрушившейся крышей ждала новые неприятности. Соседи пожаловались, что из-за нежилой квартиры в доме на стенах грибок. И власти города потребовали, чтобы Елена привела её в порядок.

— Мне пришло письмо от администрации, что они просят меня отремонтировать непригодное аварийное здание, которое не подлежит восстановлению. Иначе они его заберут и продадут на торгах. Через суд заберут. Срок до 31 января 2022 года, нужно отремонтировать все неполадки и устранить всю влажность помещения, чтобы не было грибка на стенах и запаха плесени, — говорит жительница Иркутска Елена Нефёдова.

— Она должна принять меры для восстановления своего жилища. Или хотя бы для обеспечения теплового контура. Для того, чтобы не нарушать права соседей своих.
— Так там крыша...
— Да, там крыши нет. Поэтому здесь нужно признать его аварийным. Надо принимать эти меры. Ну и потом, это собственность. Принимает решение о том, каким образом будет ремонтировать своё жилье, только собственник. И только собственник довёл его до такого состояния, — говорит заместитель председателя комитета по управлению Правобережным округом администрации Иркутска Елена Торохова.

В администрации Иркутска говорят, за счёт городского бюджета нельзя отремонтировать дом, где квартиры в собственности. Единственный выход — признать его полностью аварийным, а пока таковым значатся лишь квадратные метры Елены. Для этого все жильцы должны сами обратиться к властям и сделать заключение об обследовании. Тогда ветхое здание внесут в муниципальную программу по расселению аварийных домов, а таких сейчас — более 500.

— Сейчас мы реализуем программу по аварийным домам, признанным до 1 января 2017 года. Программа реализуется в срок до 1 сентября 2025 года. После этого мы приступаем к реализации программы по домам, признанным аварийными более поздние сроки, — говорит начальник департамента жилищной политики администрации Иркутска Елена Пешкова.

31 января полуразрушенную квартиру у Елены не изъяли. Это её единственное жилье, но приходится снимать квартиру. Поэтому ещё и встала в очередь нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Правда, там она в списке 8260-ая.