Виртуальное обучение. В компьютерной игре иркутские студенты собирают МС-21

23 октября 2022 г. 8:43
© ГТРК «Иркутск» / Наталия Сальникова, Алена Беляева, Роман Васехин

На расширение производства МС-21 правительство России выделит дополнительно 15 миллиардов рублей, стало известно на неделе. Такая поддержка позволит авиапрому оперативно выйти на серийный выпуск в объеме не менее 36 лайнеров в год. А тем временем, иркутские студенты тоже участвуют в сборке МС-21. Правда, виртуально. С помощью компьютерной игры будущие самолетостроители осваивают азы.

Перед глазами — тот самый МС-21. Студент Александр видит его впервые. Можно подойти поближе и разглядеть со всех сторон. В виртуальной реальности — огромный цех, точь-в-точь, как на иркутском авиазаводе, где собирают этот самолет.

Похоже, такое они и представить не могли. На парах преподаватели сами предлагают студентам с головой погрузиться в компьютерную игру. У геймеров непростой уровень — сборка обшивки фюзеляжа лайнера.

"Это игра. Но с элементами реальных действий. Реальные объекты. В игровой форме это воспринимается легче. Потому что действительно студенты, молодежь сейчас в виртуальной среде — соцсети, игры и так далее. А здесь игра, которая обучает тебя. То есть ты играешь и обучаешься", — говорит директор Института информационных технологий и анализа данных ИРНИТУ Алексей Говорков.

Как играть, повсюду подсказки — на специальном табло, есть и голосовое сопровождение. Никодим Подрез — один из авторов проекта, делал 3D-модели. Кстати, всю, что называется, кухню самолетостроения он знает не понаслышке. Пять лет проработал на авиазаводе технологом и конструктором.

"Теоретические знания — это теоретические знания. То есть послушал лектора, изучил, но получение компетенций, то есть практических навыков, без повторения определенного алгоритма действий, невозможно. То есть студент должен сам попробовать. Взять эти манипуляторы, сам просверлить. То есть он понимает принцип технологии производства", — говорит ассистент кафедры самолетостроения и эксплуатации авиационной техники ИРНИТУ Никодим Подрез.

Такое виртуальное обучение пошло еще от пилотов, которые на симуляторах отрабатывают полеты. Сейчас его применяют и хирурги, выполняя операции не на людях. В атомной промышленности. Хороший тренд, говорят преподаватели — использовать можно везде, где есть возможность имитировать процесс. А еще это без рисков и затрат на дорогостоящие материалы.

"Я взял кронштейн для базофиксирующих элементов, и мне необходимо его поставить. Так, перемещаемся.к стапелю. Желтым цветом подсвечивается, куда это необходимо поставить."

Геймеру нужно хорошо разбираться в самолетостроении. В игре ему предстоит выбрать нужные детали, инструменты, ведь придется сверлить, клепать — в общем, все, как при реальной сборке панели лайнера. И повторить не раз, чтобы закрепить материал.

А вот так выглядит то, что было в игре. Здесь у студентов проходят лабораторные занятия, где они работают с железом. Вот, кстати, та самая деталь, которую виртуально легко было крепить. На деле даже держать непросто — весит около десяти килограммов.

Применить виртуальные технологии в обучении в Иркутском научно-исследовательском техническом университете удалось благодаря гранту. За полгода преподаватели создали интерактивную игру. Теперь в нее играют будущие самолетостроители.

"Как ощущения у вас? — Интересно. Я в первый раз такое пробовала", — говорит студентка Маргарита Осокина.

А еще айтишники. Для них тоже нашлось задание — подготовить новый контент. Продолжение игры — знакомство с конструкцией самолета и изготовление деталей. Все эти знания студентам обязательно пригодятся, но уже в реальной жизни. На иркутском авиазаводе готовятся к серийному производству МС-21. Планируется, что выпускать он будет не менее 36 лайнеров в год.