Все бутылки проштампуют «Честным знаком». В правительстве России утвердили обязательную маркировку упакованной воды.

27 февраля 2022 г. 8:02 © ГТРК «Иркутск» / Анатолий Струглин, Виктор Тогмитов, Дарья Бородулина

Это значит, что теперь на каждой ёмкости будет специальный QR-код.

— Мы находимся на одном из самых крупных предприятий по добыче и розливу байкальской воды. По этому конвейеру проходит до 36 тысяч бутылок в час. Мы видим лишь один из этапов производства бутилированной воды. А с первого марта у многих появится возможность отследить её путь от источника до прилавка.

Начиная с этой даты вся упакованная вода от производителя будет выходить, с привычным уже всем, QR-кодом или словами разработчиков — на бутылке появится двумерный матричный штрихкод. Такой код уже печатают на сигаретных пачках, этикетках обуви, одежды, молочной продукции и других товаров. В нём зашифрованы все данные о продукте. Ознакомиться с ними можно через приложение на смартфоне «честный знак». Проект разработал центр развития перспективных технологий, само приложение в первую очередь по словам представителей ЦРПТ необходимо для потребителя.

— Вы можете навести на этот код и приложение распознает его. В первую очередь мы видим, что это за вода, здесь указана товарная марка. Указано, что она является минерально-природной, лечебно-столовой. То есть это уже не просто слова. Это юридически-значимая информация, за которую предусмотрена ответственность вплоть до уголовной, — говорит руководитель управления безакцизных товарных групп Центра развития перспективных технологий Кирилл Волков.

Также это означает, что штрихкод не наклеили где-то в гараже, а действительно, это знак качества.

— Дальше мы видим информацию о производителе, либо о импортёре, состав этой воды. Можно найти соответственно информацию об общей минерализации, насколько она высока, соответствует ли она лечебным свойствам. И можно увидеть место добычи, номер скважины и место добычи, где добывается это вода. Именно, эта вода из Иркутской области и мы видим даже номер скважины, из которой она добывалась.

Правила обязательной маркировки упакованной воды утвердили в правительстве России в мае 2021-го. Но производителей предупредили об этом раньше, им дали почти полтора года на подготовку.

— Мы модернизировали действующее оборудование, которое у нас есть. И, естественно было закуплено дополнительное оборудование, которое требует выполнение специальных условий для маркировки. Это аппликаторы, принтеры, — говорит директор по производству компании-производителя питьевой воды Вячеслав Булатов.

Иркутская область входит в десятку лидеров России по готовности к маркировке бутилированных напитков. Около 600 компаний, в их числе производители, импортёры и представители оптово-розничной торговли, подключились к системе «Честный знак». Это стало необходимостью, потому как по данным «Ростеха» — более четверти всей питьевой воды на прилавках страны — подделка.

— Маркировка в первую очередь для производителя, для бизнеса имеет первостепенное значения в части того, что мы имеем возможность защитить свой бренд в части контрафакта и это же влияет на потребителя. Потребитель уверен в качестве продукта и соответственно он доверяет маркированной продукции. Конечно, нам это помогает, — говорит директор по производству компании-производителя питьевой воды Вячеслав Булатов.

Кроме всего прочего, в минпромторге России заявили, что для предпринимателей обязательная маркировка, хоть в начале и затратное мероприятие, потом поможет приобрести выгоду, потому как теневой бизнес выйдет из игры.

— Мы рассчитывали эти выгоды на период шесть лет. Соответственно учитывали всё: и возможные подорожания продукции и амортизацию того оборудования, которое закупили производители, и в совокупности, учитывая все плюсы минусы и при чём не только участников оборота, но и государства и потребителей. Конечно, этот проект он приводит к таким выгодам очевидным для всех, — говорит директор департамента системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга России Екатерина Приезжева.

Также с помощью маркировки у государства появится вся информация об объёмах и обороте питьевой воды, что по словам экспертов повысит собираемость налогов от этого сегмента. Если март обязывает быть готовым к цифровой маркировке производителей, то с 1 сентября 2022 — сканирование бутылок должно быть обязательным в магазинах. Им потребуется зарегистрироваться в «честном знаке», купить сканер или обновить прошивку онлайн-кассы.