"Запомню все твои трещинки". Мобильный комплекс с лазерным сканером для контроля качества дорог появился в Иркутской области

23 июня 2022 г. 19:24
© ГТРК «Иркутск» / Роман Васехин, Юлия Гроздова

"Мы сейчас запустим инициализацию, и надо, чтобы машина стояла неподвижно пять минут. Прямо без шевеления."

Полностью подготовить комплекс к запуску можно за 15 минут, на то он и мобильный. Когда система автоматически настроит аппаратуру, машина начинает движение, а лазер — работу. В реальном времени он сканирует не только дорогу, но и все окружающее пространство. Данные поступают на ноутбук оператора.


"А вот это что за волны? Вот эти всплески."
"Это, скорее всего, какой-то куст здесь стоит. Возможно, трава. Даже мухи, которые летают, он их сканирует, они попадают в облако. Приходится потом их вручную вычищать."

В паре с лазером работает панорамная видеокамера. Данные с приборов объединяют, что дает максимально точную картину окружающего пространства. Как говорят специалисты, от "взгляда" этого комплекса не ускользает ни одна трещина на дорожном полотне.

"Передвижной комплекс может сканировать окружающее пространство при скорости до 60 километров в час, с максимальной погрешностью 3 сантиметра. Еще одна впечатляющая цифра. Со 100-километрового отрезка сканер получает до 10 терабайт различных данных", — говорит корреспондент Артемий Корябочкин.

Эту систему можно использовать и для контроля качества реконструированной дороги. Для этого комплекс пускают по ней до ремонта и после. Он сразу покажет такие недочеты, как недостаточная толщина или ширина асфальта. Кроме того, с помощью сканера можно проектировать работы рядом с дорожным полотном.

"Мы уже можем получить, например, уклон, размер, ширину, наличие или отсутствие разметки, к примеру, если мы говорим про дорожное покрытие. Те же электрики, к примеру, могут получить информацию по высоте столба, по количеству проводов", — говорит начальник отдела геодезического контроля качества работ Дирекции автомобильных дорог Иркутской области Олег Шведковский.

Как ранее заявили в правительстве региона, проводить контроль дорожного плотна с помощью лазера должны будут и муниципалитеты. Теперь это обязательное условие для получения субсидий из областного бюджета на ремонт дорог.

"Мы планируем в первую очередь снимать дороги, которые находятся в проекте "Безопасные и качественные дороги", те, которые выполнены в прошлом году и те, которые планируют выполнить в этом году. Ну и, конечно, наша цель — это провести сканирование всей сети региональных дорог", — говорит руководитель Дирекции автомобильных дорог Иркутской области Юлия Гордина.

Однако это дело не быстрое. Протяженность региональных дорог в Иркутской области больше 12 с половиной тысяч километров.