Ученые иркутского Института химии создали уникальный биогумус
2 июля 2023 г. 8:33Большой идее не нужно много места. В этой маленькой институтской лаборатории микробиологическую переработку опилок придумали в уже далеком 2002 году. Тогда к идее Людмилы Беложевец отнеслись осторожно.
"Мне сказали, что это в принципе невозможно. Но никто действительно так не делает. До сих пор патентный поиск, кроме нашего патента, не выдает ни одной технологии, которая позволяет перерабатывать только древесные опилки", — говорит доктор биологических наук Иркутского института химии им. А. Е. Фаворского Людмила Беловежец.
Микроорганизм для биогумуса ученые подбирали пять лет среди дереворазрушающих грибов. Собирали их в лесах Прибайкалья. Сейчас в коллекции почти 70 видов. Всё начинается в этом боксе. Внутри стерильно. Почти как в операционной. Здесь грибы, говоря просто — "кормят". В рационе глюкоза и белок. Потом помещают в термостат. После грибы попадают на производство. Экскурсию по нему нам проводит главный технолог Юрий Малков.
"В этих ферментёрах, вы видите, наращивается биомасса гриба. Здесь мы отрабатываем режим."
А еще скорость перемешивания, количество воздуха и другие параметры. В бОльших масштабах биомассу наращивают в этом аппарате. Его рабочий объем — 70 литров. Из него получат примерно литр плотных грибов, в сумме 200 граммов смеси. Этого хватит, чтобы обработать примерно 200 кубов опилок. Когда урожай снимут, биомассу смешают с цеолитом. Это минерал из вулканической пыли. Когда смесь высохнет, ее добавят в опилки.
"Здесь у нас площадка для экспериментов по переработке опилок уже с помощью грибов, которые мы там культивируем. Мы здесь их перемешиваем с грибами, минеральными добавками", — говорит главный технолог, старший научный сотрудник Иркутского института химии им. А. Е. Фаворского Юрий Малков.
Такую же процедуру, только в бОльших объемах, выполняют на территории заказчика. Ученые сопровождают технологию. После смешивания всех компонентов их увлажняют. Высыхает биогумус несколько месяцев на свежем воздухе. На улице должно быть тепло.
"Готовый продукт, который мы получаем из опилок. Они были вот такими коричневыми, а стали вот такими."
Вообще, в биогумус добавляют разные микроорганизмы. Даже червей. Технология иркутских ученых позволяет обойтись без навоза, помета и прочих добавок. Органическая часть — только древесные опилки. Такое удобрение максимально безопасно для почвы.
А это экспериментальный участок. Он находится на территории института. Здесь некоторые грядки без удобрения, а некоторые удобрили биогумусом. Так ученые проверяют его эффективность в естественных условиях.
Несколько лет назад институт установил контакт с организациями по лесопереработке. Биогумус интересен регионам с развитой лесоперерабатывающей промышленностью. Ведь на полигонах хранится много опилок. А способов их переработки, особенно тех, что лежат давно, по сути, нет. Институтское производство, которое финансировал научно-образовательный центр "Байкал", за год может создать биомассу для обработки 10 тысяч кубов. Но запросы гораздо больше.
"Это капля в море. В дальнейшем мы планируем масштабировать это производство. И как только у нас появится крупный заказчик, возможно, это производство перерастет и выйдет за стены нашего института вообще", — говорит заместитель директора по научной работе Иркутского института химии им. А.Е. Фаворского Дмитрий Самульцев.
Сейчас заказчик из Архангельска использует биогумус, сделанный при помощи иркутских ученых, в своем лесопитомнике для сеянцев сосны. Также теперь разработка продается на маркетплейсах. Но получить отклик рынка можно будет только со временем. От этого и будет зависеть будущее проекта. Пока же в институте совершенствуют технологию. И говорят, что цель — улучшить экологическую обстановку в стране.
