Уникальные кадры. В Байкальском музее на старинных стеклянных негативах представили историю научных экспедиций

15 февраля 2024 г. 9:30
© ГТРК «Иркутск» / Наталия Сальникова, Алексей Бондаренко, Ирина Попова

"Это хрупкое и они у нас разных размеров. Есть, конечно, уже с осколками."

В руках хранителей Байкальского музея, пожалуй, самые бесценные экспонаты. И очень хрупкие. Этим стеклянным негативам больше ста лет. Сделаны во время первых больших научных экспедиций по озеру. Раритеты из собрания известного исследователя Байкала Глеба Верещагина.

"Они были у нас, хранились долго в коробках, в пыли, грязненькие. Мы их чистили, заворачивали, создавали им условия. В кальке, потому что на некоторых эмульсия уже отходит", — говорит хранитель музейных предметов Байкальского музея СО РАН Валентина Соловьева.

В музее — более тысячи снимков на стекле. Уникальный материал бережно хранила сначала Байкальская лимнологическая станция, потом Лимнологический институт. В 2022 году в музее решили отсканировать старинные негативы. Теперь все они в цифровом виде. Фотографии получились более четкими. Их можно приближать и рассматривать детально.

"Берем наш негатив. Кладем его на сканер. Выбираем просмотр и у нас идет предварительное сканирование!, — говорит хранитель музейных предметов Байкальского музея СО РАН Анастасия Пономарева.

Экспедиции на Священном море проводились еще в 18 веке. Но в 1916 году в стране создали Комиссию по изучению Байкала, чтобы комплексно и постоянно наблюдать за озером. Туда вошли ученые разного профиля. На этих снимках — те самые первые исследователи. В работе, в быту. Рыбаки, их жены, дети. Ну и, конечно, природа. Вот, например, нетипичная для того времени фотография, больше похожа на современную — в руке ученого камень с моллюсками.

"Здесь мы видим, как моллюски на этом камне так выразительно представлены. Просто как жемчуг какой-то. Я хочу обратить внимание, что этот камень запечатлен на горячих источниках в Хакусах. А там особая фауна. И она не могла не восхитить участников экспедиции."

Главный хранитель фондов Байкальского музея Ирина Бухарова рассказывает, труднее всего было восстановить историю старинных снимков. Ученым предстояло найти и соотнести все данные с архивными отчетами из экспедиций. Повезло, говорит, что Глеб Верещагин очень скрупулезно и эмоционально вел байкальские дневники.

"Ты видишь живых людей. И эти люди — энтузиасты. Это сразу бросается в глаза. Те условия, в которых они работают. Они проводят свои исследования иногда в тяжелых условиях. И погодных. И Байкал — место непростое. Но вот эта очарованность Байкалом тоже чувствуется на фотографиях", — говорит главный хранитель фондов Байкальского музея СО РАН Ирина Бухарова.

Вот небольшая лодка. На вид хлипкая, но на ней участники экспедиции за 10 дней проплыли 600 километров вниз по течению от истока Ангары. А этот снимок Глеб Верещагин назвал "Байкал в микроскопе". Большинство этих фотографий он сам же и снял. Остальные присылали участники экспедиций.

"А вот тоже уникальная фотография. Внимание исследователей привлек вот этот улыбчивый парень. Это художник Петр Караченцев. Он случайно оказался в экспедиции с Верещагиным. В Байкальском музее установили, это отец известного актера Николая Караченцева", — говорит корреспондент Наталия Сальникова.

1916-й,1925-й, 26-й, 27-й, 28-й годы. Пока удалось восстановить полную картину этих времен. 40 снимков. Следующий этап — негативы 30-х годов.