В Иркутской области в десятки раз сократилась площадь лесных пожаров

3 июля 2022 г. 11:03
© ГТРК «Иркутск» / Елена Малышкина, Алексей Бондаренко

На видавшей виды полетной карте вся Иркутская область — как на ладони, и Катангский район тоже. Командир авиационного звена, летчик-наблюдатель Виталий Зайцев показывает нам, откуда начался лесной пожар, самый крупный из тех, что были этим летом на Катанге. Местные жители говорят — там есть гора с таинственной силой, она словно громоотвод собирает в грозу все разряды.

"Пожар у нас находится вот тут. Тут, видимо, превышение какого-то металла в горе, потому что там активная грозовая деятельность. Вот с этого места он начался".

Это место можно детально рассмотреть на другой карте, уже планшетной. С собой в полет их Виталий берет обязательно. Говорит, никакие гаджеты и девайсы не заменят в небе бумажный вариант схемы местности.

"Здесь, допустим, можно что-то нарисовать. Тут же взял карандашик, пометочку сделал. То есть, для практической работы это очень хорошо", — говорит летчик- наблюдатель, командир авиационного звена Виталий Зайцев.

Этот "табор" уходит в небо. Табором десантники называют свой лагерь. Тут они живут весь пожароопасный сезон. Насколько их забросят в лес, никто точно не знает.

"По сообщениям наших летчиков-наблюдателей, обстановка очень тяжелая, для этого мы и здесь", — говорит десантник-пожарный Иркутской авиабазы охраны лесов Виталий Казанин.

С собой, кроме необходимого снаряжения, берут обязательно теплые вещи, рации и продукты. Хлеба — побольше.

"Вместе с Авиалесоохраной, вот на этом вертолете мы и пройдем на самый север Иркутской области", — говорит корреспондент Елена Малышкина.

От райцентра Ербогачена до пожара № 4 более 250 километров. 17 000 гектаров горело в нескольких десятках от эвенкийского поселка Наканно. Мы почти на месте, за бортом — огромные площади подгорелой лесотундры, а кое- где и тайги.

В этом году в Прибайкалье на лесных пожарах работает очень серьезная группировка сил и средств. Авиалесоохрана Иркутской области, сотрудники лесопожарных станций лесхозов, не остаются в стороне и арендаторы лесов.

Мы прибываем в лагерь, когда большинство людей в лесу, в самом пекле. Света белого они, буквально, не видят. Из-за дыма, мошки, комаров. Со стихией сражаются самоотверженно. Алексей Верхотуров рассказывает: прямо здесь, где их лагерь — "табор", вокруг еще пару дней назад огонь стеной стоял. Это видно и по обгоревшим елкам.

"Болотистая местность, жара, вот так и работаем. Пожар был сильный. Мы когда прилетели сюда, он подходил прямо к табору. Начали отрабатывать", — говорит пожарный-десантник Алексей Верхотуров.

Отрабатывали вручную, потом прилетел самолет-зондировщик, стрелял "серебром" по тучам, дожди вызывал. Тушить любой пожар сложно, а этот был особенно непростым. Но случайных людей здесь нет. Поэтому справились.

"Мы не боимся ничего. Авиалесоохрана для этого и есть, чтоб не бояться", — говорит инструктор Катангского авиаотделения Сергей Мамиров.

В этом году и шевроны у них стали ярче. Тут все символично.

"Вот это вездеход МТЛБ. Он поступил в Катангский лесхоз в этом году, и он настоящий трудяга. Ему нипочем ни болота, ни реки, ни таежные заросли"

Таких вездеходов на Катангу скоро прибудет ещё пять штук. Это что-то наподобие танка, делают МТ-ЛБ, кстати, в нашем же регионе — в Ангарске.

Стоп, приехали. Дальше такие топи, что даже так не рискует идти. А люди идут. Пешком. Их задание — отработать пожар "по кромке". А мы покажем вам то, что творит огненная стихия с природой.

"Вот, что останется в тайге после того, как по ней прошел огонь. На много километров вокруг — выжженная земля. Тут и был пожар № 4, с ним боролись долго, локализовать удалось лишь несколько дней назад. Лесные пожары не щадят ничего, в огне погибает все живое. И каким чудом уцелел вот этот муравейник, непонятно."

А этих лосят тоже спасли на пожаре сотрудники лесхоза — в Тайшетском районе.

Обстановка сегодня на Катанге под контролем, но сложная — дожди вновь сменила жара. В тени + 35, на солнце выше. Полыхает соседняя Якутия, там пожары на самой границе с Иркутской областью.

"Все горит, каждый год. В одних и тех же местах почти, практически.
А значит — итог подводить еще очень рано, говорят в региональном Минлескоме. Зато, благодаря опыту, уже есть планы и наработки на 2023 год", — говорит пилот вертолета МИ-8 Василий Братченко.

"Очень важный момент: мы уже сейчас начинаем готовиться к пожароопасному сезону-2023. Мы понимаем, какие ресурсы нам необходимы, в том числе и на севере территории: увеличение запасов ГСМ для вертолетов и самолетов, мы видим, что нам необходимо усиливать лесопожарные станции и в Киренске. Такой будет хаб и по Катангскому району, и по Мамско-Чуйскому", — говорит первый заместитель губернатора Иркутской области Роман Колесов.

В этом году по поручению губернатора Игоря Кобзева в Иркутской области открылось четыре новых авиаотделения в отдаленных районах. Оснащение — на высоте. И техникой, и так называемым "таборным" имуществом. Мотопомпы, емкости для воды, дизель-генераторы, бензопилы.

"Все легкое, все надежное, закупили к этому сезону в рамках федерального проекта "Сохранение лесов"", — говорит министр лесного комплекса Иркутской области Владимир Читоркин.

Есть тут и, так называемая, "зажигалка". Тушить пожары, как известно, можно с помощью встречного пала. Это доверяют делать только профессионалам.

"Классический прием: встречный отжиг. Ребята из нее " кап-кап", и идут отжигать встречный пожар".

Прежнее авиаотделение закрылось в Ербогачене очень давно. А теперь тут все будет по-новому. Например, десантники сами взялись сделать капремонт тренировочной вышки. Будет развитие — меньше будет пожаров, такая закономерность.