Иркутяне возмущены состоянием городского частного транспорта. Что не так с коммерческим автохозяйством?

10 марта 2024 г. 7:53
© ГТРК «Иркутск» / Дарья Ткачук, Александр Конев, Алексей Бондаренко

Очевидно с ветерком в салоне белая "тройка" проносится мимо нашей съемочной группы. Хотя ждали мы, именно, этот маршрут.

Зато, как на удачу подъехал новенький НЕФАЗ. Это муниципальный транспорт. Его легкий реверанс в сторону пассажиров особенно очаровывает тех, кому непросто забираться по ступеням.

"Так он удобный, конечно. Во-первых, заходишь хорошо так, низко."

Плюс чистота, простор, информационное табло и панорамные окна.

"Здесь комфорт сразу чувствуется. Удобненько. Не катается. Оп-па. Вот и протестировали."

"Мне нравится, очень красивые автобусы. Смотрите, как удобно все. По сравнению, с ранешними годами, помните, как все было, и вот как сейчас — намного лучше. Процветаем."

В начале марта Иркутск разбогател на 81 единицу таких низкопольных автобусов. Еще 28 разъехались по области, региону это обошлось в 900 миллионов рублей, для пассажиров муниципальный транспорт обходится дешевле, чем коммерческий.

"Это считайте, на десять рублей — для нас пенсионеров это, знаете, существенно."

Причем оплату за проезд, как и во всех муниципальных автобусах принимают и наличными, и картой.

Ездят новенькие НЕФАзы по большей части в отдаленные районы города. По основным артериями традиционно курсирует коммерческий транспорт. Самый популярный маршрут у иркутян 80-ый. Ходят эти автобусы часто, правда, хвалят их редко. Даже ангарчане решили высказаться.

"80-ый у вас ходят разваленный автобус. Многие автобусы — сидеть даже не удобно. Кресла грязные, всё ржавое."

"80-ый. Я бы сказал не очень."
"Почему?"
"Во-первых там мне не нравится, что много гастербайтеров, водят не очень хорошо они. Торопятся, гоняют. Ну и автобусы у них половину пора списывать", —
говорит житель Иркутска Владимир Кузнецов.

А вот мнение непросто пассажира. Владимир Банщиков отработал 27 лет слесарем на муниципальном транспортном предприятии.

"Как слесарь, могу сказать, что подвеска вся разбитая, ну и отношение очень плохое. Качество вы сами видите, автобусы грязные, полы грязные. Но то, что ходят часто. А так вот нет культуры", — говорит житель Иркутска Владимир Банщиков.

"Чистота в салоне 80-го автобуса, в принципе, соответствует времени года, а вот состояние сидений, конечно же, оставляет желать лучшего. Я и сама часто езжу на 80-ом маршруте. Реже выбираю "тройку". И как пассажир могу сказать, что в этих автобусах зимой очень холодно, летом, соответственно, жарко. И ни разу мне не посчастливилось расплатится банковской картой", — говорит корреспондент Дарья Ткачук.

Ни разу, до этого самого момента. Водитель "тройки", у которого на виду лишь номер телефона для перевода оплаты по мобильному банку, как по волшебству на мой вопрос про терминал — достает его.

"Мне сегодня, повезло. Два. Откуда он появился?"
"Все нормально?"
"Да, спасибо."

А вот еще одна "тройка". При нас парень переводит деньги за проезд по номеру телефона.

"А у вас терминал-то работает?"
"Да, вот пожалуйста."

"Почему сейчас не расплатились картой? Просто любопытно."
"Не было возможности. Там нет терминала же."
"Нет? Оказывается, что есть. Я вам раскрою секрет."
"Ну это для вас наверное. Не знаю."

"В социальных сетях "Вести-Иркутск", мы также запустили опрос среди жителей о качестве транспорта в областном центре. Досталось не только городским, но и транзитным рейсам — межмуниципальным."

"429 и 430 очень проблемные маршруты. Автобусы старые, ломаются."

"Маршрут 80 и 3 отдельный разговор, салоны грязные, водители не соблюдают скоростной режим, тормозят резко, во время движения по салону передвигаться невозможно. Оплата по терминалу отсутствует, водитель предпочитает перевод на карту или наличные."

"В 56 маршруте страшно ездить! Нарушают скоростной режим."

"480 и 80 отдельная больная тема....."

"55 и 18 после шести вечера не дождешься,только с пересадками."

"На 80 и 3 водители отказываются брать карты. Один раз водитель кинул мелочью в пассажира."

Связаться с перевозчиком 80-го маршрута нам не удалось. Зато директор "тройки" ситуацию прокомментировала. Как выяснилось, водители прячут терминалы от пассажиров, что бы те их не украли.

"Водитель ответственный, поэтому он убирает, пассажиры, которые предоставляют карту, по-моему, там нет никаких вопросов. Водитель достает и пробивает карту. Вечером водитель сдает кассу, мы прекрасно видим сколько проведено по банковским картам, сколько льготников провезено."
"Просто люди рассказывают о том, что водитель чаще всего просит переводить по мобильному банку."
"За мобильный банк мы ругаемся. Мы тоже проверяем ходим, за это водителей мы наказываем. И пассажиры должны знать, что они не могут проводить по мобильному банку, тем более, что есть касса", — г
оворит генеральный директор ООО "ТРАНС-ВЕСТ" Елена Фошина.

Директор "Тройки" также сообщила, что сегодня у частных перевозчиков дефицит кадров, водителей не хватает. Кстати, по ее словам, моек для автобусов в Иркутске тоже мало, а вернее всего одна — на Ширямова и там большая очередь. Из-за этого трудно поддерживать чистоту в салонах. Но пассажирам от этого не легче, наболевшие вопросы они адресуют администрации города. Мэр Иркутска Руслан Болотов на пресс-конференции в январе заявил, что коммерческим перевозчиком нужно подтягивать уровень комфорта в транспорте до муниципального.

"Мы задаем этот вектор. И соответственно, дальше требования по отношению ко всем перевозчикам они будут меняться. Это не ужесточение, это требование времени. Это необходимость создания комфортабельного транспорта. Низкопольного. Второе, мы показываем этот пример и там, где этому примеру не будут следовать — у нас есть возможности замещения. И я больше, чем уверен, что коллеги сегодня либо подтянутся, либо им придется заниматься в несколько другом направлении", — говорит мэр Иркутска Руслан Болотов.

За два года в Иркутске появилось 126 новых муниципа льных автобусов, такого в областном центре до этого еще не было. У частных перевозчиков, как выяснилось, обновить автопарк глобально — возможности пока нет. Но такие нюансы, считают иркутяне, как чистота в салоне, беспрепятственная оплата безналом и соблюдение правил ПДД — наладить все-таки можно.